Важное



Профориентационные игры
Поступление в частную школу Ступени в Москве

Профориентационные упражнения (*)

Упражнение 1. «Профессия на букву…»

Упражнение используется для актуализации и расширения знаний о профессиях.

Вам понадобится лист А4, ручка, секундомер или таймер (на часах, телефоне, плеере и т.д.),

Чуть позже – компьютер или энциклопедия профессий.

  1. Выберите на ваше усмотрение две буквы русского алфавита, с которых, как вам кажется, начинается много слов. Например, «к» и «м».
  2. Возьмите лист А4, разделите его на 4 одинаковые колонки. Над первой колонкой поставьте букву «к», над третьей – букву «м»
  3. Задайте себе время. Например, одну или три минуты. Установите его на секундомере.
  4. Заполните колонку №1 – профессии на букву «к» за отведенное время.
  5. Повторите еще раз инструкции № 3 и 4 – для буквы «м». У вас должно было получиться две колонки с профессиями, чередующиеся с двумя незаполненными колонками.
  6. Во второй колонке, напротив каждой профессии напишите словосочетание, которое указывает на основную деятельность этой профессии. Например, в первой колонке – «крановщик», во второй колонке – «управляет краном». Зафиксируйте время начала и окончания заполнения второй колонки и запишите его над колонкой.
  7. То же самое проделайте с профессиями на букву «м».
  8. Проверьте себя, воспользовавшись «Списком профессий» в Википедии, или энциклопедией профессий, если она у вас есть.
  9. В результате выполнения этого упражнения вы можете оценить свои знания о существующих профессиях, их содержании, проверить свой темп деятельности.

 

Упражнение 2. «Цепочка профессий»

Упражнение используется для развития умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности.

Вам понадобится лист А4, ручка, линейка, простой и цветные карандаши (для любителей рисовать), часы или секундомер (для тех, кто ценит своё время).

  1. Положите перед собой  лист А4 горизонтально.
  2. Разделите его на восемь равных частей (ячеек). Соедините каждую ячейку с последующей линией со стрелочкой на конце (аналогичной изображению вектора).
  3. Пронумеруйте ячейки. У вас должно получиться:
  1. Вспомните две профессии, которые чем-то связаны между собой, но при этом  относятся к разным областям деятельности. Например, металлург и повар. В обеих профессиях используются высокие температуры и печи.
  2. Запишите их,  соответственно, в первую и вторую ячейку. В скобках  над соединительной линией напишите или нарисуйте сходные позиции этих профессий.
  3. В третью ячейку запишите профессию, которая могла бы образовать пару с профессией «повар», например, химик-исследователь. Что общего у одного и другого? Необходимость смешивать и «варить» компоненты для получения готового продукта. Зафиксируйте это сходство удобным для вас способом.
  4. Попытайтесь заполнить  имеющуюся у вас таблицу до конца. Если вам удалось это сделать, вы можете быть довольны собой:   вы способны мыслить аналитически и осведомлены в области профессионального выбора.
  5. Контроль времени – это дополнительная информация. Желательно, чтобы время, которое вы потратили на выполнение упражнения, не превысило 30 минут. В любом случае полезно отметить время начала и окончания работы.
  6.  Можно фиксировать время, затраченное на поиск и изображение каждого нового звена в «цепочке» профессий. Это позволит вам оценить свою работоспособность и свой индивидуальный ритм деятельности.

 

Профориентационные игры

Профориентационная игра «Угадай профессию»

Игра проводится в парах. Если у вас собралась большая компания, то пары должны меняться. Так будет интереснее играть.

Цель игры – познакомиться со схемой анализа профессии и уметь её использовать.

Вам понадобится Лист А4, таблицы, заранее заготовленные по образцу(см. последнюю страницу), ручка.

Если вы решили вести игру в  виде соревнования, то договоритесь о начислении баллов за каждое верно выполненное задание

Игра включает в себя два этапа: предварительный и основной.

Предварительный этап проводится со всеми участниками. Для него не надо делиться на пары. Для проведения игры надо выбрать одного или двух ведущих, которые будут проводить эту игру.

  1. Назовите профессию, которую все хорошо знают. (Желательно, чтобы группа пришла к единому мнению на этот счет.)
  2. Представьте, что я (мы) свалился с луны и ничего не знаю о земных профессиях, хотя по-русски всё понимаю. Растолкуйте мне – что это за профессия такая, чем она интересна, определитесь с её характеристиками.
  3. Запишите их на листах А4. Давайте прочитаем, что получилось и особо выделим повторяющиеся характеристики.

Основной этап игры

  1. Начинаем работать в парах. У каждого участника игры есть  лист А4, в уже использованный для описания профессии. Надо перевернуть его на другую сторону и в левом верхнем углу записать ту профессию, которую будет отгадывать его напарник.
  2. Раздаём материал, который называется «основные характеристики профессий». Они содержатся в первом столбике таблицы.
  3. Заполняем характеристики профессии, которую мы решили сделать общим примером.
  4. Пишем загаданную нами профессию в третий столбик.
  5. Записываем её характеристики.
  6. Читаем или даём посмотреть характеристики своему напарнику.
  7. В это же время читаем составленные им характеристики и отгадываем профессию.
  8. Обсуждаем полученные результаты.  Можно использовать справочную литературу, если в этом есть необходимость, например указанную в пункте № 6 на странице «Информация о профессиях».
  9. Если в процессе игры какая-нибудь профессия не была угадана, надо уточнить почему. Насколько верно были подобраны характеристики.
  10. Каждая пара выбирает одну из двух обсуждаемых профессий и загадывает её всем остальным, прочитывая вслух характеристики.
  11. Продолжаем игру, меняя состав пар, или заканчиваем её.
  12. Если перед игрой вы решили, что  у вас будут победители и проигравшие, и договорились о призовом фонде  (принесли маленькие сувениры и угощение), то необходимо посчитать результаты, назвать и наградить   победителей.

 

Характеристики профессий по группам

Место для первого примера, который выбрала вся группа, допустим, учитель

Место для кодирования загаданной профессии.

Предмет труда:

  1. животные, растения (природа)
  2. материалы
  3. люди (дети, взрослые)
  4. техника, транспорт
  5.  знаковые системы (тексты, информация в компьютерах)
  6. художественный образ

Люди

Знаковые системы

 

Цели труда:

  1. контроль, оценка и диагноз
  2. преобразовательная
  3. изобретательная
  4. транспортирование
  5. обслуживание
  6. собственное развитие

Контроль, оценка и диагноз

Преобразовательная

 

Средства труда:

  1. ручные и простые приспособления
  2. механические
  3. автоматические
  4. функциональные (речь, мимика, зрение, слух)
  5. теоретические (знания, способы мышления)
  6. переносные или стационарные средства

Функциональные

Теоретические

 

Условия труда:

  1. бытовой микроклимат
  2. большие помещения с людьми
  3. обычный производственный цех
  4. необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность)
  5. экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)
  6. работа на открытом воздухе
  7. работа сидя, стоя, в движении
  8. домашний кабинет

Большие помещения с людьми

Работа сидя, стоя, в движении

 

Характер общения в труде:

  1. минимальное общение (индивидуальный труд)
  2. клиенты, посетители
  3. обычный коллектив (одни и те же лица)
  4. работа с аудиториями
  5. выраженная дисциплина, субординация в труде

Обычный коллектив

Работа с аудиториями

 

Ответственность в труде:

  1. материальная
  2. моральная
  3. за жизнь и здоровье людей
  4. невыраженная ответственность

За жизнь и здоровье людей

 

Особенности труда:

  1. большая зарплата
  2. льготы
  3. «соблазны» (возможность брать взятки, воровать
  4. изысканные отношения, встречи со знаменитостями
  5. частые командировки
  6. законченный результат
   

Типичные трудности:

  1. нервное напряжение
  2. профзаболевания
  3. распространены мат и сквернословие
  4. возможность оказаться за решеткой (в тюрьме)
  5. невысокий престиж работы

Нервное напряжение

Невысокий престиж работы

 

Минимальный уровень образования для работы:

  1. без специального образования (после школы)
  2. начальное профессиональное образование (СПТУ)
  3. среднее профессиональное образование
  4. высшее профессиональное образование (вуз)
  5. ученая степень (аспирантура, академия)

Высшее профессиональное образование

 

 

* - приведенные материалы содержатся в книге Н.С. Пряжникова «Методы активации профессионального и личностного самоопределения», изд-во Московский психолого-социальный институт, Москва-Воронеж, 2002.


Вернуться в раздел Психологическая страничка