Важное



Адаптация в школе – что это такое?
Поступление в частную школу Ступени в Москве

 

     Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Трудно все: даже сам режим учебных занятий, с перерывами не «когда хочется», а только через 35 минут (включая 5 минутные упражнения в середине урока, на снятие мышечного тонуса и активизацию энергетических ресурсов организма), и большое количество новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, трудно сидеть в определенной позе.

     Как видите, начало обучения в школе связано с «большими нагрузками».

     Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация (или привыкание к школе) может проходить по-разному. Большинство (56%) адаптируются в течение первых двух месяцев обучения. Они относительно быстро вливаются в коллектив, приобретают новых друзей; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют требования учителя. Конечно, им еще трудно выполнять все требования правил поведения; но к концу октября такие дети обычно осваиваются и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым распорядком дня.

     Второй группе детей (30%) нужно больше времени; они и месяц, и другой, и третий могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируя на замечания учителя (или реагируют «как маленькие» - слезами и истерикой). И с освоением учебной программы у них дела складываются не просто. Лишь к концу первого полугодия их поведение становится «правильным».

     Третья группа (14%) –дети, у которых к значительным трудностям в учебных делах прибавляются трудности более серьезного характера. У них появляются негативные формы поведения, резкие выбросы отрицательных эмоций. Их может отвергать коллектив класса, что может в свою очередь вызвать у такого ребенка реакцию протеста – они задираются на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке. Поэтому, если поведение ребенка очень беспокоит вас, то стоит обратиться к психологу.

     Все эти психологические нагрузки и перестройка образа жизни первоклассника реализуются и на «физическом уровне».

     Процесс физиологической адаптации ребенка к школе делится на несколько периодов. Первый – когда на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом обучения, дети отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Эта «физиологическая буря» длится 2-3 недели.

     Затем наступает вторая фазанеустойчивого приспособления, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к ним) варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе энергия тратится вся, а иногда и в долг берется. Поэтому нам взрослым важно помнить, какую высокую физиологическую цену платит ребенок в этот период.

     И последний, третий этап – это период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузки, требующие меньшего напряжения.

     И так, какую бы работу не выполнял школьник, будь то умственная работа, статическая нагрузка, при вынужденной сидячей позе, или психологическая нагрузка общения в мало знакомом коллективе, организм в целом и каждая его система должна отреагировать своим напряжением, своей работой. Возможности детского организма не безграничны, и длительное напряжение, связанное с ним утомление и переутомление стоят ребенку здоровья. Это касается не только школы, но и дома, где ребенок выполняет домашние задания.

     О том, как помочь ребенку в период адаптации мы поговорим позже.

     В начале школьных занятий у большинства детей могут появляться те или симптомы: двигательное возбуждение или заторможенность, плохой сон, жалобы на головную боль, снижение аппетита.

     Легкую адаптацию и адаптацию средней тяжести медики считают закономерной. А вот стресс (как нарушение психического состояния) возникает, когда комплекс учебных и внеучебных нагрузок превышает возможности ребенка.

     Тяжело проходит адаптация к школе у детей, перенесших черепно-мозговые травмы, часто и тяжело болевшие, страдающие различными хроническими заболеваниями и особенно имеющие расстройства нервно-психической сферы. Общая ослабленность ребенка, любое заболевание, как острое, так и хроническое, задержка созревания высших психических функций (восприятия, памяти, внимания и мышления), ухудшают состояние центральной нервной системы и обусловливают снижение работоспособности, высокую утомляемость, более низкую успеваемость детей, дальнейшее ухудшение их здоровья.

     Здоровые дети, как правило, без особого труда переносят изменение привычного образа жизни. В течение всего учебного года они сохраняют хорошее самочувствие, высокую устойчивую работоспособность, успешно усваивают программу.

     Что же является показателем «здоровья» вашего ребенка?

     Прежде всего – это вес ребенка, который легко поддается контролю и артериальное давление. По изменению этих показателей можно проследить, какое влияние оказывает учебная нагрузка на организм ребенка, вызывает ли она отрицательные изменения в состоянии здоровья.

     Еще один из тревожных признаков ухудшения здоровья первоклассников – нарастание нервно-психического напряжения. Уже через месяц после начала учебного года, у некоторых детей день ото дня нарастает усталость, появляется вялость или, наоборот, двигательное беспокойство. Они с трудом отсиживают урок, становятся плаксивыми, раздражительными, жалуются на головные боли, особенно по вечерам, под любым предлогом отказываются идти в школу. А к концу полугодия умственная работоспособность и успеваемость снижаются до такой степени, что школьники перестают справляться даже с теми заданиями, которые раньше не представляли для них никакого труда.

     В первые школьные месяцы все малозаметные прежде нервно-психические слабости ребенка выходят на поверхность. И не стоит надеяться на авось или списывать все на баловство и невоспитанность.

     Раздражительность, возбудимость, равно как и вялость и апатия, чаще всего связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционирования. И тогда требуется психологическая, а в некоторых случаях и врачебная помощь. Но всегда таким детям нужно бережное внимание и большое терпение с нашей стороны.

     Поскольку родителям трудно выделить факторы риска в развитии ребенка и предупредить возможные последствия, мы приводим специальные анкеты, которые помогут вам заметить и оценить возможные трудности, которые подстерегают вашего ребенка, когда он начинает учиться в школе и сталкивается с «большими нагрузками».

Анкета №1

Следующая анкета, состоящая всего из 16 утверждений, позволяет получить информацию о симптомах школьной тревожности и о том, как протекает период адаптации Вашего ребенка в школе.

Анкета №2

     Еще одна небольшая анкета, состоящая из 11 вопросов, касающаяся различных аспектов домашнего поведения ребенка, непосредственно связанных с учебной деятельностью и школьной ситуацией общения. Это, в свою очередь, позволит соотнести поведение ребенка дома с его школьными проявлениями и таким образом, определить мотивационную сферу ребенка, сферу эмоциональных переживаний, учебной деятельности и общего психофизического состояния ребенка.

Анкета для родителей первоклассников

     В следующей статье мы поговорим о пользе «режима» дня и о том, какая взаимосвязь между соблюдением «режима» и работоспособностью – показателем, который четко отражает функциональное состояние организма и его динамику. Еще мы уделим особое внимание профилактике различных нарушений и предупреждению их развития.

До скорой встречи!


Вернуться в раздел Психологическая страничка