Важное



Поговорим о «режиме дня»
Поступление в частную школу Ступени в Москве

 

Мы рады снова приветствовать Вас в нашей гостиной.

На этот раз мы поговорим о «режиме дня».

По мнению психологов у детей от 6 до 7 лет формируются многие важные психологические качества, интенсивно развивается регуляция своего поведения, умение следовать социальным нормам и требованиям, закладываются основы логического мышления, формируется способность действовать в уме.
Готовность к обучению и состояние здоровья ребенка – это то, что дано с рождения; и быстро изменить в положительную сторону эти показатели невозможно.

Но есть факторы, существенно облегчающие адаптацию в школе всех детей. Зависят они от учителей и родителей, а наиболее важные из них – рациональная организация учебных занятий и правильный, психологически и медицински обоснованный режим дня.

Режим основан на закономерностях, по которым живет организм, и многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушением режима.

Есть показатель, четко отражающий функциональное состояние организма, его работоспособность, то есть способность действовать целенаправленно, достигать известных результатов. Работоспособность зависит от внешних условий и состояния ресурсов организма. У первоклассников она снижается быстро; об этом сигнализирует общее двигательное беспокойство, которое является защитной реакцией организма ребенка; он как бы отключается, дает себе отдых, не доводя себя до истощения. Поэтому через каждые 15-20 минут нужно вводить продуманные переключения с одного вида деятельности на другой, смену видов занятий, позволяющих отодвинуть утомление. Но это одна сторона действия утомления. Другая сторона – расширение  границ функциональных возможностей в результате тренировки. Таким образом, нагрузка будет постепенно все менее утомительной для ребенка.

Количественно оценить утомление довольно сложно. Известно, что при интенсивной и очень интересной работе усталость может наступить значительно позже, чем при неинтересной и мало интенсивной. Усталости, вроде, и не чувствуется – а работоспособность упала и вот оно, утомление!

Какие же начальные признаки утомления нам необходимо знать, чтобы избежать и предупредить возникновение переутомления, которое опасно тем, что изменения, происходящие в организме, не устраняются кратковременным отдыхом и переключением на новый вид деятельности, а имеют отрицательные последствия, сказывающиеся на росте и развитии ребенка, общем состоянии его здоровья. Вот эти начальные признаки утомления:

  1. 1.Снижается качество работы (количество правильных ответов), повышается число ошибок.
  2. 2.Ребенок становится беспокойным, вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается.
  3. 3.Ухудшается регуляция физиологических функций (отмечается повышенная потливость, покраснение лица), а нарушение координации движений при утомлении проявляется в изменении почерка – он становится явно хуже.
  4. 4.Ребенок жалуется на усталость, а у некоторых детей процесс торможения при утомлении так велик, что они вдруг могут заснуть.

Как же рационально организовать режим дня?

Итак, ребенок встал (за 1-1,5 до выхода в школу), сделал утреннюю зарядку, позавтракал (завтрак обязательно должен быть горячим). Пришел из школы. Сначала пообедал, отдохнул (не лежа, не у телевизора, а на воздухе не менее 1 часа лучше побольше), в активных играх, в движении. И ни в коем случае не лишайте детей прогулки – в наказание за плохие оценки, плохое поведение и т.п. Худшего не придумаешь! Наказали не проступок, а самого ребенка, его эмоциональное и функциональное состояние в школе!

Для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой лучшим отдыхом будет часовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует еще и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушения осанки.

Важно и то, как мы поможем первокласснику организовать приготовление домашних заданий. Лучшее время для приготовления уроков – 15 – 16 часов. Через каждые 25-30 минут – перерыв, физкультминутки под музыку (они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление). Начинать приготовление уроков нужно с менее сложных, пока ребенок начинает врабатываться, затем переходить к наиболее трудным: письмо и чтение в первом классе.

Больной вопрос – телевизор. Младшим школьникам сидеть у телевизора не больше 40-45 минут в день! А детям ослабленным, возбудимым – лучше сократить и это время. Смотреть телевизор, только сидя и на расстоянии от 2 до 5,5 м от экрана; сзади установить подсветку, чтобы снизить контрастность экрана.

Компьютор в жизни современного школьника занимает также немаловажное место, а именно третье в списке потребностей после просмотра телевизора и общения с друзьями.  

Напомним лишь о вредных факторах воздействия компьютера на человека:
1. Воздействие электромагнитного излучения монитора.
2. Утомление глаз, нагрузка на зрение.
3. Перегрузка суставов кистей.
4. Стресс при потере информации, который может вызвать симптомы зависимости, как психические, социальные так и духовные.
Для поиска информации в интернете, подготовки проектов, презентаций и т.п. школьник не должен тратить более 1,5 часов в день. Дети младше 10 лет не должны проводить время за компьютором более 30 минут в выходные дни.

Исключить компьютер необходимо при следующих заболеваниях: со стороны органов зрения (миопия, спазм аккомодации, разные виды косоглазия и т.п.); со стороны опорно-двигательной системы (нарушение осанки, сколеоз).

Особенно важно для борьбы с утомлением соблюдение необходимой продолжительности ночного сна. Первокласснику необходимо спать 11,5 часа в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Чтобы сон был глубоким и спокойным, нужно соблюдать элементарные правила: перед сном не играть в шумные игры, не заниматься спортом, не смотреть страшные фильмы, не устраивать ребенку «взбучку» и т.д. Исследования показывают: среди первоклассников,  увы, выдерживают необходимые нормативы ночного сна только 24% детей; остальные же недосыпают от получаса до полутора. А это мало-помалу сказывается: ухудшаются память, внимание, работоспособность.

Список литературы:
1. Е.А.Лебедева и Е.В.Русакова «
Восстановление правильной осанки у детей дошкольного возраста».
2.Ермилова И.А. Собираетесь в школу? Тренируйте глаза! /Ермилова И.А.//Здоровье школьника – 2008 -№8.
3.Ермилова И.А. Ограничьте просмотр передач!/Ермилова И.А.// Здоровье школьника – 2008 -№8.
4.Попов С.В. /Валеология в школе и дома./С.-Петербург «Союз», 1997г.
5. www.mednovosti.ru

 


Вернуться в раздел Психологическая страничка