Важное



Поговорим о страхах
Поступление в частную школу Ступени в Москве

Недаром дети любят сказки,
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытания
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца.
                      В. Берестов

 

Порою мы – взрослые – родители и воспитатели, испытываем тревогу и беспокойство, связанные с переживаниями наших детей. Например, что делать, если ребенок боится?

И как будто бы родители – не монстры, и семья вполне благополучна, а ребенок растет неуверенным в себе. Он легко отказывается от усилий, любая неудача вдруг становится непреодолимым препятствием, а попытки вовлечь его в любую новую деятельность требуют от нас больших усилий и изобретательности.

Эта статья посвящена пониманию природы возникающих страхов. А понимание – первый шаг к освобождению от них. Давайте познакомимся с этим явлением поближе.

Чувство страха призвано оберегать человека, предупреждать его об опасности. Впервые мы сталкиваемся с этим чувством при рождении. В книге Шишовой Т.Л. «Страхи – это серьезно» сообщается даже о бытовавшем в старину поверье о том, что дети, рожденные с помощью кесарева сечения, наиболее бесстрашны, поскольку не успевают пережить всех ужасов, связанных с прохождением через родовые пути.

Среди младших школьников есть дети с высокой тревожностью. Эти дети, как правило, отличаются хорошим поведением. Боязнь возможных последствий лишает их решимости совершить какое-либо нарушение порядка, установленного взрослыми.

Индивидуальные психологические особенности детей способствуют закреплению страхов.  Например, высокая эмоциональная чувствительность, особая впечатлительность фиксируют в памяти образы пугающих, травмирующих событий жизни. Недостаточная подвижность нервных процессов, а также развитая долговременная память также запечатлевают страх в сознании ребенка, удерживая его внимание на пугающем объекте. Такие дети, несомненно, нуждаются в особом нашем внимании и участии, поскольку страхи, возникающие у них в разных ситуациях, могут перерасти в устойчивую тревожность.

Изначально тревожность возникает у дошкольников в определенных ситуациях, регулируя их поведение. Например, страх помогает им сдерживать свои непосредственные желания, которые, как они знают, не одобряются взрослыми. Таким образом, у детей начинает формироваться сознательная саморегуляция поведения, без чего невозможен процесс обучения.

При этом следует учесть, что для каждого ребенка существует свой оптимальный уровень тревожности. Например, какого-то ребенка элемент соревнования в работе может взбодрить, активизировать способности, а кому-то создать избыточное эмоциональное напряжение, которое приведет к потере интереса и неудачам. Опытные педагоги стараются учитывать такую индивидуальную восприимчивость воспитанников.

Существенную роль в возникновении страхов и тревоги у детей могут играть особенности воспитания. Давайте их рассмотрим.

- Мать (родители) – это первоисточники информации об окружающем мире для ребенка. Если они обладают высоким уровнем тревожности, то через них невольно и ребенок получает информацию о небезопасности окружающего мира. Такие родители чрезмерно опекают ребенка, стараются всячески оградить его от реальных, а большей частью, мнимых опасностей. И у ребенка складывается впечатление о себе, как о слабом, незащищенном человеке… Окружающий мир видится ему непредсказуемым и угрожающим. Особенно часто страдают единственные дети в семье. Мы уже писали о том, как грамотно дисциплинировать детей, чтобы способствовать гармоничному развитию личности (см. статью). Возможно, данная информация окажется вам полезной.

-  Если родители (или один из родителей) часто выражают недовольство ребенком, его действиями, его неудачами, то ребенок вынужден длительно находиться в негативном эмоциональном поле, что неизбежно сказывается на становлении его личности. Э.Эриксон писал: «Не перегружайте совесть ребенка». Поэтому способы сообщения ребенку о его проступках должны быть щадящими и обращенными непосредственно на проблему, а не на самого ребенка. Например: «Я недоволен, что в твоей комнате беспорядок. Было бы приятно, если бы ты убрал игрушки». 

Порой чрезмерная строгость родителей приводит к тому, что ребенок становится нечувствительным к замечаниям или начинает проявлять ответную агрессию. У детей с высокой эмоциональной чувствительностью такой стиль воспитания спровоцирует легко возникающие страхи, опасения и неуверенность в себе.

- Недостаток четких, понятных и выполнимых запретов и ограничений также лишает ребенка ощущения стабильности и безопасности. Он не чувствует границ, не может положиться, опереться на знающего взрослого. Большинство решений ребенок вынужден принимать самостоятельно, а уровень его сознания и личный жизненный опыт еще крайне малы, чтобы он мог справиться с этой задачей. Зачастую такая ситуация характерна для семей, в которых родители предоставляют ребенку большую степень свободы действий и принятия решений, не оказывая ему при этом достаточной поддержки. 

- Некоторые родители, как правило, лишенные в детстве эмоционального участия со стороны близких, не всегда могут оказать поддержку своим детям. Высоко чувствительный ребенок, не получающий позитивного эмоционального подкрепления, также будет испытывать тревоги и страхи, часто беспочвенные.

- Для гармоничного становления ребенка предельно важна стабильность и последовательность в требованиях взрослых. Если требования родителей противоречивы, отсутствует последовательность в воспитательных воздействиях, то ребенок вынужден находиться в двойственной ситуации, создающей напряжение и стресс. Соответственно, его уровень тревожности повышается.

- Ребенок может тревожиться и в тех случаях, если родители в силу занятости или по иным причинам не могут уделять ему достаточно внимания.  

- Родители с чрезмерно завышенными ожиданиями по отношению к ребенку также невольно провоцируют в нем страх неудачи, особенно если способности ребенка относятся к сфере, не интересующей родителей (например, когда из будущего художника настойчиво пытаются «вылепить» гениального математика). И здесь крайне важно быть чутким к особенностям своего ребенка, к его склонностям, замечать его личные маленькие победы и достижения.

- Если в семье нередки конфликты между родителями, то дети также будут испытывать тревогу, усиливающуюся с возрастом.

- Негативный опыт ребенка, например, испуг также может усиливать чувствительность ребенка, вызывать опасения и вызывать стремление избежать предполагаемого неуспеха.

- Активно влиять на ребенка может и среда. Так, если сверстники остро реагируют на что-либо, страх может передаваться и ребенку, не переживавшему его ранее.

Для начала попробуйте проанализировать собственный стиль воспитания ребенка. Мы не всегда можем кардинально изменить обстоятельства, но вполне способны изменить свое отношение к ним. И по системе «круговорота добра в природе», как говорил один мой знакомый педагог, мир воцарится и в душе вашего ребенка.
Мир вашему дому.

Продолжение следует…

 

Использованы материалы:

  1. Е.В. Куличковской и О.В. Степановой «Как преодолеть свой страх»;
  2. И.Ю. Кулагиной «Младшие школьники. Особенности развития».

 


Вернуться в раздел Психологическая страничка