Публикации



Поступление в частную школу Ступени в Москве

И.М.Вайсерберг, М.М.Кононова, С.В.Дегтев: Два века – два лицея, часть 1.

В этом году 19 октября исполнилось 215 лет со дня основания Царскосельского Лицея. К этой дате издательство "Гелиос" выпустило в свет книгу "Лицей и лицеисты", которую написала старший научный сотрудник музея-Лицея С.В.Павлова.
При подготовке издания у редакции появилась идея предложить нескольким существующим сегодня лицеям рассказать о себе. Среди них оказались и мы - "Московский лицей "Ступени" - одна из первых частных школ современной России. 
Ниже мы приводим статью, которая вошла в издание. В статье мы постарались еще раз переосмыслить, ЧТО и КАК мы делаем в нашей школе: нашу попытку следовать традициям российской гуманитарной культуры, духовности и нравственности, которая безусловно лежала в основе деятельности одного из самых лучших учебных заведений России.

 

два века- два лицея

Каждый раз, когда человечество оказывается на стыке веков, оно попадает в кризисную ситуацию, из которой ищет выход. И всякий раз находится один и тот же ответ: выход из кризиса - в качественном образовании. Сказанное выше справедливо как для конца XVIII – начала XIX веков, так и для того же промежутка времени в конце XX-начале XXI веков. И как в начале XIX века возник Царскосельский лицей, так же в конце XX века возникла школа «Московский Лицей «Ступени», которая стала одной из первых частных школ современной России. Возможно, с нашей стороны несколько самонадеянно сравнивать себя с учебным заведением, которое является и поныне путеводной звездой для российского образования, но, как бы то ни было, мы строили нашу школу, следуя принципам Царскосельского лицея, и уже на протяжении двадцати пяти лет стремимся ему соответствовать: пусть не во всем, но в главном. В чем же мы видим это главное?

Начнем с самого начала – с возникновения школы. Обратимся к истокам. В конце XVIII века система образования была в упадке, и кто знает, что стало бы с ней, если бы не вольный воздух французской революции, и идеи Просвещения, первым делом предполагавшие свободу личности.  На этом фоне и возник Царскосельский Лицей. Аналогичное положение создалось в конце XX века в российском образовании – возник острый запрос на учебное учреждение нового типа, которое отличалось бы от массовой школы, что была сформирована в советские годы, но сохранило бы ее достижения и избавилось бы от ее недостатков, в частности, «очеловечило» бы систему преподавания. К сожалению, широкое экспериментальное поле в образовательной сфере быстро исчерпало себя, среди многочисленных частных школ, открывшихся с начала 90-х годов, многие не справились с вызовами времени и оказались закрыты. «Московский лицей «Ступени», пройдя через многие испытания, нашел свою педагогическую нишу и в 2015 году отпраздновал 25-летний юбилей.

В 1810 году было принято Постановление о Царскосельском Лицее, по которому целью последнего было признано образование молодых людей, имевших призвание к государственной службе; особенную важность основатели лицея придавали изучению предметов, необходимых для подобающего воспитания молодежи. 

Заметим, что у «Московского лицея «Ступени» образовательные цели совпадают с целями Царскосельского лицея почти буквально.  Лицей «Ступени» также ставит во главу угла пользу Отечества и выстраивает свою образовательную программу, исходя из соображений государственной необходимости. Посмотрим на эту программу внимательнее. Как и в Царскосельском лицее, воспитанники «Московского лицея «Ступени» научены тому, что нет истинного гражданина своего Отечества без знания родного языка, родной литературы и отечественной истории. Поэтому в «Московском лицее «Ступени» родной язык и словесность изучаются как отдельные предметы с первого класса: Лицей вводит предметное образование даже для самых юных лицеистов. Взрослые «Московского Лицея «Ступени» исходят также из простой мысли о том, что ничто не воспитывает любовь к отечеству так, как родной язык, и такое воспитание – это не одноразовое действие и не проведение очередного мероприятия. Это постоянная, непрерывная работа. Дети постепенно приобщаются к сокровищам родного языка и поэзии. К примеру, можно сказать, что за годы обучения каждый лицейский воспитанник выучивает наизусть более 90 стихотворений А.С.Пушкина (не говоря уже о других русских поэтах)! Для московского лицеиста встретить в Париже площадь Дягилева или бульвар Римского-Корсакова не удивительно. Он умеет гордиться русскими гениями.  Но учеба идет не только по учебнику или в ходе экскурсий: нет, лицейские дети знают, что родной язык – это не просто школьный предмет, это инструмент для творчества. Поэтому с самых первых дней в лицее они начинают писать творческие работы, маленькие рассказы, стихи, сказки – прикасаясь таким образом к корням, откуда берут свое начало.

То же самое можно сказать и об истории Отечества: в Царскосельском лицее господствовал целенаправленный процесс воспитания гражданской зрелости лицеистов. Преподавание истории Отечества и словесности, беседы с офицерами, вернувшимися из военных походов, определяли жизненные стратегии лицеистов, их безграничную любовь к Родине. Как утверждал Ушинский, любовь к Отчизне - самое глубокое и неистребимое чувство в человеке. Оно составляет стержень его нравственности. И когда общество переживает духовно-нравственный кризис, то именно любовь к Отечеству выступает сдерживающим фактором для разрушительных сил.

В «Московском лицее «Ступени» это духовное наследие великого идеала по-прежнему действенно и эффективно: на воспитание будущего гражданина направлены и поездки по России, и военно-патриотические праздники, и изучение родной литературы, истории и фольклора.

Путешествиям по России и миру в «Московском Лицее «Ступени» уделяется особое внимание. Нельзя останавливаться лишь на классных уроках или чтении, если хочешь по-настоящему понять, что для тебя родное, а что - вселенское, если хочешь научиться видеть различия и сходства и проводить важные параллели.                                                     

Прикосновение к «старым камням Европы» (Ф.М.Достоевский),  физическое присутствие в исторических местах России - все это рождает ту эмоциональную связь, которая остается у человека навсегда в уме и душе. Поэтому образовательные поездки в «Московском Лицее «Ступени» тесно связаны с программами по истории искусств, литературе и истории и в итоге достигают своей цели – воспитывают настоящий патриотизм, сродни тому, что был присущ выпускникам Царскосельского лицея. Лицейские педагоги учат ребенка «чувствовать» историю своей страны, и важнейшее место в этом отношении принадлежит Великой Отечественной войне. Например, вечер памяти - «Бессмертный полк» - был посвящен рассказам о дедах и бабушках, в которые с чувством большого такта вплеталось исполнение песен военного времени и чтение стихов.

Профессора Царскосельского лицея всеми возможными способами боролись с детской праздностью, видя в ней одно из главных зол в деле воспитания подрастающего поколения, и особенно боролись они с так называемой «праздностью ума». Справедливо это и для нас. В чем это выражается?

Во-первых, немногочисленные классы и гуманный характер наших педагогических идей и подходов к образованию и воспитанию позволяют видеть в каждом ребенке личность, причем личность творческую, нуждающуюся в развитии. Дети здесь непрестанно заняты, причем заняты творчески. Существует целостная Концепция развития и образования детей в Лицее, и она базируется на идее создания насыщенной образовательной среды, которая включает в себя в первую очередь культурное и эстетическое пространство. Однако педагоги лицея поставили перед собой цель вырастить не только гражданина, патриота России, но и, с другой стороны, «человека мира», который бы знал и понимал культуру других народов и относился к ней с уважением. Это – одна из причин того, почему в программы всех учебных предметов включена культурно-эстетическая составляющая: на уроках литературы звучат русские романсы на стихи изучаемых поэтов, на уроках «Естествознания» – «Времена года» Вивальди, дети делают различные зарисовки на уроках истории, строят древние города и крепости из глины, бумаги и т.д.

И, как уже было сказано, культурная среда не могла бы стать насыщенной, если бы ограничивалась только учебными предметами: воспитанники находятся в пространстве, насыщенном книгами, картинами, изделиями прикладного творчества. Взрослые в лицее никогда не выбрасывают ничего из детских работ – эти работы возведены в ранг произведений искусства. Произведения детского творчества представлены всюду, поэтому пространство Лицея превратилось в своеобразную галерею.

В Лицее действуют творческие мастерские, где дети пробуют себя в качестве художников-иллюстраторов, начинающих поэтов - переводчиков художественных и поэтических текстов не только на русский или, наоборот, на английский язык, но и с английского на французский (более 20 лет издается Литературный альманах «Питомцы муз»,  в котором печатаются пробы пера воспитанников в различных жанрах; лицеисты издают школьную газету); а также создают и защищают проекты на русском, английском и французском языках. При Лицее существует музыкальная школа, вокальная, фольклорная и хореографическая студии, студии изобразительного искусства и резьбы по дереву, театр и многое другое.

О лицейском театре можно говорить бесконечно. В Лицее театр как синтетический вид искусства, включающий почти все другие виды в себя (музыка, литература, живопись и т.д.), дает возможность реализовывать все умения и навыки, приобретенные воспитанниками на уроках эстетического и гуманитарных циклов, и  является одной из основных форм эстетического, социального воспитания лицеиста. С одной стороны, театр способствует постижению «чужого» (другой исторической эпохи, национальной культуры, иной поведенческой функции и т.д.) как «своего»; способствует преодолению одновариантного видения и ощущения окружающего мира, путем «проживания» жизни разнообразных героев. С другой, многое из того, что изучается на уроках, актуализируется в конкретном спектакле и помогает зрителям-лицеистам и участникам-лицеистам воспринимать учебный материал не как что-то оторванное от текущей жизни, а современное, своевременное.

Таким образом, знания и умения, накопленные в процессе обучения, не ложатся мертвым грузом в кладовой ненужных или забытых вещей, а становятся составными элементами бесценного жизненного опыта. Лицей не ставит своей задачей воспитывать актера (или вообще человека искусства), а пытается дать ребенку мощное оружие постижения действительности, один из способов обустройства в сложном мире «взрослых» человеческих взаимоотношений.