Публикации



Поступление в частную школу Ступени в Москве

Кононова А.В.: Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках английского языка

Сегодня, в 21 веке, компьютер, планшет или мобильный телефон с выходом в интернет есть практически у каждого ребенка, дети с легкостью осваивают и начинают пользоваться электронными устройствами в самом раннем возрасте. К сожалению, сейчас использование таких устройств является для подрастающего поколения одним из основных и, как следствие, наиболее понятных способов развития и получения информации. Именно поэтому современному учителю необходимо использовать информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) на своих уроках для облегчения освоения детьми учебного материала, то есть обратить современные технологии на пользу обучению.

 

Что мы понимает под ИКТ?

ИКТ - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер или другое устройство с подобными функциями. При этом компьютер может быть источником учебной информации, наглядным пособием, тренажером, средством диагностики и контроля, средством подготовки текстов, их хранения, графическим редактором, средством подготовки выступлений и т.п.

 

Преимущества ИКТ

Многочисленные исследования по всему миру показали, что ИКТ может улучшить результаты обучения учеников и качество преподавания учителей. К преимуществам ИКТ можно отнести:

  • Усиление внимания, мотивации, а также интереса учеников к предмету, формирование позитивного настроя:

Например, дети гораздо больше концентрируют внимание на учебных фильмах и ждут повторения таких уроков, поскольку в упражнениях с опорой на фильмы задействованы 2 вида восприятия информации: аудиальный и визуальный, а также формируется интерес к языку за счет образности видеоматериала. Но надо учесть, что для проведения таких уроков необходима огромная подготовка: для того, чтобы учебный фильм стал учебным пособием, необходимо подготовить скрипт (текст со словами героев), упражнения на общее понимание сюжета, задания на отработку новой лексики и грамматики, а также других речевых конструкций. Для младшеклассников особенно интересным будет, если вы предложите им самостоятельно разыграть сценки из фильма. Таким образом, в данной форме работы можно задействовать как все виды восприятия информации, так и развить и закрепить основные учебные умения и навыки.

  • Использование в процессе преподавания изображений, видео и других средств визуализации, а также аудиосредств, объединенных в одном устройстве, значительно облегчает учителю процесс подачи информации:

Гораздо эффективнее и удобнее пользоваться компьютером и интерактивной доской для формирования всех видов умений и навыков: аудирования, чтения, письма, говорения, так как при ведении урока не нужно переключаться с одного устройства на другое, например, ставить диск в магнитофон, развешивать на доске плакаты и изображения – это все можно объединить и вывести на интерактивную доску.

  • ИКТ позволяет использовать на уроках игровые моменты, например, решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя:

Используя ИКТ, можно как создавать игры самим, так и использовать огромное множество уже готовых обучающих игр, специально разработанных различными изданиями для изучающих английский язык (их можно найти как на интерактивных дисках, так и в онлайн ресурсах). Например, таким образом можно отработать любую лексическую  или грамматическую тему. Необходимо только ввести в систему соответствующие лексические и грамматические единицы, а система оформит их в игровую форму. Такие игры можно найти, например, на интерактивном диске Primary box или на сайтах www.theprimarybox.org и www.cambridge.org.

  • применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит быстро проверить знания учащихся по изучаемой теме и разобрать ошибки:

Выполнение тестов на компьютере, во-первых, сильно сокращает временные затраты учителя на проверку работ, а во-вторых, позволяет по свежим следам сделать работу над ошибками и мотивировать учеников на их исправление и дальнейшее освоение новых знаний. Компьютерные варианты тестов разработаны сейчас для многих учебников, особенно если это иностранное издание, кроме того, существует огромное количество Интернет-ресурсов, где можно найти тесты по изучаемой теме. Главное правило для учителя в случае использования такого рода материалов – это очень тщательная проверка адекватности ресурса уровню знаний и возрасту учеников.

  • школьники учатся использовать компьютер как средство обучения и самовыражения (он позволяет им проявить не только знания, но и творческие способности):

Очень важно научить современных детей пользоваться компьютером не только для развлечений, к чему они привыкают с детства, а еще и сделать его рабочим инструментом: так на уроках английского языка при помощи компьютера могут создаваться презентации, фильмы, коллажи, защищаться проекты и многое другое. Сейчас проектной деятельности учащихся придается огромное значение со стороны государства, поэтому умение использовать компьютер для сбора, обработки и подачи информации необходимо закладывать с первых лет обучения. Так, если младшеклассники используют интернет в основном для поиска и минимальной обработки информации, учащиеся средней школы уже начинают готовить проекты и презентовать информацию при помощи компьютера, а к старшей школе ученики уже владеют ИКТ на продвинутом уровне.

 

Как же можно использовать ИКТ на уроках английского языка в начальной школе?

С точки зрения изучения английского языка компьютерные технологии невероятно важны, с их помощью можно как расширять словарный запас, так и формировать, совершенствовать, развивать и закреплять грамматические навыки, навыки аудирования, чтения и письма. Для этого можно использовать различные средства:

  • Интернет-ресурсы: существует множество тематических сайтов, в которых содержатся как онлайн упражнения, так и тесты, игры, фильмы и т.п. (например, учитель английского языка может почерпнуть многое на сайте http://www.teachingenglish.org.uk/ , разработанном Британским советом);
  • Электронные и онлайн словари и энциклопедии: в современном мире бумажные словари стали отходить на второй план, так как они постепенно вытесняются их электронными версиями, позволяющими найти ту или иную лексическую единицу намного быстрее и сразу в нескольких источниках, поэтому необходимо учить школьников пользоваться ими с первых дней изучения английского языка;
  • аудио- и видеоматериалы необходимой тематики (в том числе и из аутентичных источников): сегодня посредством интернета нам доступен аутентичный аудио- и видеоматериал на иностранном языке практически из любой точки планеты и, хотя это и требует определенных усилий и временных затрат, учитель может подобрать необходимые ему по уровню и тематике материалы;
  • онлайн тестирования и тематические задание: очень удобная и мотивирующая форма проверки знаний учащихся, современные дети с большей охотой выполняют задания на интерактивной доске или компьютере, чем на бумаге;
  • визуализация и иллюстрирование грамматического и лексического материала: дети младшей школы намного лучше воспринимают объяснения нового материала, если это подкреплено визуальными образами, а также оформлено в виде картинок или интересных схем, графиков или табличек;
  • мультимедийные игры: одним из самых главных видов деятельности для учеников начальной школы остается игра в любом ее виде, а мультимедийные обучающие игры тем более, поскольку они стоят на стыке их привычных развлечений и учебы, причем для учеников это выглядит в большей степени развлечением, чем учебой, что позволяет быстрее и легче усвоить информацию;
  • участие в проектной и исследовательской деятельности вне школы, онлайн-олимпиадах и конкурсах: для младших школьников участие во внешкольных мероприятиях, проводимых за пределами школы, зачастую вызывает психологические затруднения, связанные с непривычной обстановкой, не позволяющей им показать все свои знания и умения, участие же в различных онлайн-олимпиадах и конкурсах позволяет избежать таких сложностей;
  • создание мультимедийных презентаций и различных видов заданий на интерактивных досках: данные средства позволяют учителю наглядно объяснить или закрепить новые знания представленными выше способами, а ученикам раскрыть весь свой творческий потенциал;
  • электронные книги на английском языке и многое другое.

 

Совмещая вышеуказанные средства с более традиционными методами обучения, учитель вовлекает всех учащихся в процесс познания, заставляет их рефлексировать относительно своих знаний и умений, вызывать в них интерес к дальнейшему изучению предмета, учит нестандартно мыслить и творчески подходить к решению любых вопросов.