Важное
Профориентационные упражнения (*)
Упражнение 1. «Профессия на букву…»
Упражнение используется для актуализации и расширения знаний о профессиях.
Вам понадобится лист А4, ручка, секундомер или таймер (на часах, телефоне, плеере и т.д.),
Чуть позже – компьютер или энциклопедия профессий.
- Выберите на ваше усмотрение две буквы русского алфавита, с которых, как вам кажется, начинается много слов. Например, «к» и «м».
- Возьмите лист А4, разделите его на 4 одинаковые колонки. Над первой колонкой поставьте букву «к», над третьей – букву «м»
- Задайте себе время. Например, одну или три минуты. Установите его на секундомере.
- Заполните колонку №1 – профессии на букву «к» за отведенное время.
- Повторите еще раз инструкции № 3 и 4 – для буквы «м». У вас должно было получиться две колонки с профессиями, чередующиеся с двумя незаполненными колонками.
- Во второй колонке, напротив каждой профессии напишите словосочетание, которое указывает на основную деятельность этой профессии. Например, в первой колонке – «крановщик», во второй колонке – «управляет краном». Зафиксируйте время начала и окончания заполнения второй колонки и запишите его над колонкой.
- То же самое проделайте с профессиями на букву «м».
- Проверьте себя, воспользовавшись «Списком профессий» в Википедии, или энциклопедией профессий, если она у вас есть.
- В результате выполнения этого упражнения вы можете оценить свои знания о существующих профессиях, их содержании, проверить свой темп деятельности.
Упражнение 2. «Цепочка профессий»
Упражнение используется для развития умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности.
Вам понадобится лист А4, ручка, линейка, простой и цветные карандаши (для любителей рисовать), часы или секундомер (для тех, кто ценит своё время).
- Положите перед собой лист А4 горизонтально.
- Разделите его на восемь равных частей (ячеек). Соедините каждую ячейку с последующей линией со стрелочкой на конце (аналогичной изображению вектора).
-
Пронумеруйте ячейки. У вас должно получиться:
- Вспомните две профессии, которые чем-то связаны между собой, но при этом относятся к разным областям деятельности. Например, металлург и повар. В обеих профессиях используются высокие температуры и печи.
- Запишите их, соответственно, в первую и вторую ячейку. В скобках над соединительной линией напишите или нарисуйте сходные позиции этих профессий.
- В третью ячейку запишите профессию, которая могла бы образовать пару с профессией «повар», например, химик-исследователь. Что общего у одного и другого? Необходимость смешивать и «варить» компоненты для получения готового продукта. Зафиксируйте это сходство удобным для вас способом.
- Попытайтесь заполнить имеющуюся у вас таблицу до конца. Если вам удалось это сделать, вы можете быть довольны собой: вы способны мыслить аналитически и осведомлены в области профессионального выбора.
- Контроль времени – это дополнительная информация. Желательно, чтобы время, которое вы потратили на выполнение упражнения, не превысило 30 минут. В любом случае полезно отметить время начала и окончания работы.
- Можно фиксировать время, затраченное на поиск и изображение каждого нового звена в «цепочке» профессий. Это позволит вам оценить свою работоспособность и свой индивидуальный ритм деятельности.
Профориентационные игры
Профориентационная игра «Угадай профессию»
Игра проводится в парах. Если у вас собралась большая компания, то пары должны меняться. Так будет интереснее играть.
Цель игры – познакомиться со схемой анализа профессии и уметь её использовать.
Вам понадобится Лист А4, таблицы, заранее заготовленные по образцу(см. последнюю страницу), ручка.
Если вы решили вести игру в виде соревнования, то договоритесь о начислении баллов за каждое верно выполненное задание
Игра включает в себя два этапа: предварительный и основной.
Предварительный этап проводится со всеми участниками. Для него не надо делиться на пары. Для проведения игры надо выбрать одного или двух ведущих, которые будут проводить эту игру.
- Назовите профессию, которую все хорошо знают. (Желательно, чтобы группа пришла к единому мнению на этот счет.)
- Представьте, что я (мы) свалился с луны и ничего не знаю о земных профессиях, хотя по-русски всё понимаю. Растолкуйте мне – что это за профессия такая, чем она интересна, определитесь с её характеристиками.
- Запишите их на листах А4. Давайте прочитаем, что получилось и особо выделим повторяющиеся характеристики.
Основной этап игры
- Начинаем работать в парах. У каждого участника игры есть лист А4, в уже использованный для описания профессии. Надо перевернуть его на другую сторону и в левом верхнем углу записать ту профессию, которую будет отгадывать его напарник.
- Раздаём материал, который называется «основные характеристики профессий». Они содержатся в первом столбике таблицы.
- Заполняем характеристики профессии, которую мы решили сделать общим примером.
- Пишем загаданную нами профессию в третий столбик.
- Записываем её характеристики.
- Читаем или даём посмотреть характеристики своему напарнику.
- В это же время читаем составленные им характеристики и отгадываем профессию.
- Обсуждаем полученные результаты. Можно использовать справочную литературу, если в этом есть необходимость, например указанную в пункте № 6 на странице «Информация о профессиях».
- Если в процессе игры какая-нибудь профессия не была угадана, надо уточнить почему. Насколько верно были подобраны характеристики.
- Каждая пара выбирает одну из двух обсуждаемых профессий и загадывает её всем остальным, прочитывая вслух характеристики.
- Продолжаем игру, меняя состав пар, или заканчиваем её.
- Если перед игрой вы решили, что у вас будут победители и проигравшие, и договорились о призовом фонде (принесли маленькие сувениры и угощение), то необходимо посчитать результаты, назвать и наградить победителей.
Характеристики профессий по группам |
Место для первого примера, который выбрала вся группа, допустим, учитель |
Место для кодирования загаданной профессии. |
Предмет труда:
|
Люди Знаковые системы |
|
Цели труда:
|
Контроль, оценка и диагноз Преобразовательная |
|
Средства труда:
|
Функциональные Теоретические |
|
Условия труда:
|
Большие помещения с людьми Работа сидя, стоя, в движении |
|
Характер общения в труде:
|
Обычный коллектив Работа с аудиториями |
|
Ответственность в труде:
|
За жизнь и здоровье людей |
|
Особенности труда:
|
||
Типичные трудности:
|
Нервное напряжение Невысокий престиж работы |
|
Минимальный уровень образования для работы:
|
Высшее профессиональное образование |
|
* - приведенные материалы содержатся в книге Н.С. Пряжникова «Методы активации профессионального и личностного самоопределения», изд-во Московский психолого-социальный институт, Москва-Воронеж, 2002.