Пятый класс и тайны севера в Третьяковке
Предчувствуя морозы конца января, пятый класс отправился в Третьяковскую галерею на Кадашёвской набережной на временную выставку «Арктика. Полюс цвета».
Перед залом лицеистов встретила скульптура оленей Николая Полисского, которая утвердила простой факт: интерес к русскому северу у людей искусства был, есть и будет. Север манит странными звуками, неоновыми красками, гигантскими торосами, смелыми народами, опасностями и подвигами.
На выставке мы увидели много необычного. Например, старинные старообрядческие иконы с изображением снега, иконы из кости моржа. Узнали имя Александра Борисова — первого русского художника, вышедшего на «арктический пленэр» (он же этот термин и придумал). Это значит, что именно Борисов первым стал в Арктике писать с натуры. Что, честно скажем, непросто. Зачастую писать приходилось при температуре −60°, из-за чего краски кристаллизовались. Помогало только добавлять в них скипидар, а щетину кисточки срезать почти до основания. На пленэре Борисов давал ледникам имена — «Ледник Третьякова», «Ледник Шишкина» (у которого, кстати, Борисов учился). Это были скорее шутливые названия, так как ледники, как мы знаем, не стоят на месте, дрейфуют.
Александр Борисов был столь известен своими северными пейзажами, что в своё время в Третьяковской галерее был отдельный зал этого художника (подобно залам Айвазовского или Врубеля), но, увы, сейчас его картины можно увидеть только в разных музеях.
Великий бизнесмен и меценат Савва Мамонтов тоже не остался в стороне от русского севера. Он имел грандиозный план «вздыбить север» — протянуть железную дорогу до Архангельска. Для этого вместе с министром Витте Савва Иванович посетил Архангельск и Соловки, а для популяризации идеи спонсировал строительство Павильона Русского севера на Нижегородской выставке 1896 года. Проектом павильона занимался великий Константин Коровин. Для павильона Коровин написал серию потрясающих картин и привёз северные диковины: челюсть кита, чучело медведя, одежду поморов и проч.
Павильон имел успех у публики, его даже посетил император Николай II и был чрезвычайно впечатлён. А Мамонтов, конечно, получил концессию на сооружение дороги. Некоторые панно Коровина для павильона 1896 года (и павильона 1900 года) впоследствии украшали Ярославский вокзал в Москве, из которого шла та самая дорога на Архангельск. Впоследствии оригиналы на вокзале были заменены на копии.
Природа крайнего севера поражает. Лицеисты рассматривали оттенки снега на картинах, поражались размерам торосов. И прекрасно ответили на все коварные вопросы о белых медведях, так как точно знали, что белый медведь совсем не белый. Кожа у него чёрная, а мех состоит из прозрачных ворсинок, которые могут красиво переливаться в разные оттенки в зависимости от света.
Народы севера уникальны. На выставке лицеисты узнали про быт, условия жизни, посмотрели на портреты этих прекрасных людей. Живя в условиях крайнего севера, человек приобретает способность чутко слушать и слышать каждый шорох, видеть мельчайшие детали. Во время Второй мировой войны представители северных народов были лучшими слухачами и снайперами. Северная жизнь закаляет человека, испытывает его. Не зря на севере говорили не «корабль», а «судно», считая, что, ведя его через льды и торосы, капитан идёт на суд судьбы. При этом каждый на севере учится ценить любой момент счастья: хорошую погоду, появившиеся из-под снега низкие растения, выглянувшее после полярной ночи солнце.













