+7 (495) 607-65-53
27.11.2025

Цикл эстетических недель: «Математика и архитектура второй половины XIX века»

На очередном занятии в рамках цикла эстетических недель воспитанники продолжили изучение эпохи реализма. Тема урока – «Математика и архитектура второй половины XIX века».

Сначала лицеисты познакомились с основными идеями масштабных изменений в математике XIX века и яркими личностями того времени, внесшими существенный вклад в математику. Более детально рассмотрели жизненный путь и блестящие достижения «принцессы математики» Софьи Васильевны Ковалевской — первой в мире женщины-профессора математики.

Еще одной вехой в истории математики второй половины XIX века был немецкий математик Георг Кантор. Воспитанники активно решали задачи, которые возникли в ходе зарождения новой математической теории — теории множеств. Удивительным открытием стало то, что количество натуральных чисел и целых чисел оказалось одинаковым.

А интересным фактом стало то, что благодаря одному из математических достижений Софьи Ковалевской мы обязаны изобретению гироскопов — приборов, которые помогают определить ориентацию объекта в пространстве. Сегодня гироскопы установлены на всех судах в воздухе и на море.

Также ребята узнали о связи архитектуры с боязнью эпидемий и болезней. Невиданные до этого в архитектуре металлические каркасы с остекленением не только образовали совершенно новый вид архитектуры — пассажи (примером является московский ГУМ), но и стали прототипом современных зданий.

Идея середины XIX века, повлиявшая на изменение подхода к архитектуре, планированию и строительству городов, сегодня знакома нам как санитарно-гигиеническая теория. Согласно этой теории, весь город и архитектура должны быть перестроены таким образом, чтобы, находясь в помещениях, человек имел меньше шансов заболеть. И просторные, вентилируемые, чистые пассажи XIX века учитывали этот научный подход!

Наши современные торговые центры являются наследниками пассажей, а идея тщательной гигиены и осторожности пришла именно из эпохи реализма. Вот так прогрессивная пора под названием реализм снова оказывается неразрывно связанной с нашей действительностью.