+7 (495) 607-65-53

Дворкина И.М.: Урок – тренинг как технология формирования универсальных учебных действий

В основе разработки системы урока — тренинга лежала идея обучения школьных преподавателей навыкам ведения уроков в режиме тренинговой работы. На сегодня данный вид обучения представляется нам наиболее эффективным в плане комплексной реализации стоящих перед школьными педагогами и психологами задач.

Классическое определение тренинга таково: «Тренинг (психологический) (от англ. train — тренировать, тренироваться) — один из ведущих методов практической психологии, опирающийся на ряд психотерапевтических, и психокоррекционных методов, а также на активные методы обучения. В самом общем виде Т. направлен на повышение общей, когнитивной и профессиональной компетентности каждого члена тренинговой группы, в том числе на развитие навыков самопознания, саморегуляции, общения, межличностного и межгруппового взаимодействия, профессиональных умений и т. п.».

Опираясь на него, можно сформулировать концепцию урока-тренинга.

Соответственно, урок–тренинг – это специальным образом организованная учебная среда, базирующаяся на ключевых технологиях тренинговой работы и опирающаяся на активные методы обучения. У.Т. содействует возрастанию когнитивной компетентности каждого ученика, развитию его учебных навыков, самопознания, саморегуляции, повышению способности воспитанников к саморефлексии, а также налаживанию межличностного взаимодействия в коллективе. Кроме того, участие в уроке-тренинге предполагает максимальную включенность в процесс каждого участника, что способствует естественному поддержанию дисциплины в классе.

В качестве первого опыта работы в данном направлении был выбран обобщающий урок словесности по теме «Имена собственные и нарицательные» во 2-м классе лицея.

Как создавался урок – тренинг?

В работе участвовали преподаватель словесности и педагог–психолог, сопровождающий данный класс на протяжении всей начальной школы.

I. Прежде чем приступить к написанию урока, определялись задачи обучения и непосредственно психологические задачи данного коллектива учащихся.

Основные задачи урока были сформулированы так:

  • Оценить разрыв между актуальным и требуемым уровнем знаний учащихся по данной теме;
  • Определить, как решается подобная задача в ходе стандартного обобщающего урока;
  • Решить, будет ли в данном случае  эффективна тренинговая форма работы.

  Основные психологические задачи:

  • Сочетание групповых и индивидуальных целей в команде, отношения взаимозависимости участнкиков, содействующее сплочению группы;
  • Создание пространства для открытого общения;
  • Соблюдение баланса между поставленной задачей и отношениями;
  • Получение эффективной обратной связи;
  • Генерирование идей и их оценка;
  • Комфортный психологический климат в коллективе в ходе обучения.

II. Следующий этап – это создание дизайна тренинга (или его концепции).

Форма, выбранная нами для данного урока – «клуб детективов».

Таким образом, все задания урока строились по принципу расследования. Дети стали участниками детективной истории. Двигаясь по следам таинственного незнакомца и выполняя его задания, участники получали шанс выяснить его личность.

III.  Затем был составлен план У.Т.

Таким образом, задачи занятия были вписаны в концепцию тренинга.

На данном этапе определялись основные технологии, применяющиеся в уроке. Также решалась задача обучения преподавателя базовым приемам тренинга.

Мы воспользовались готовыми технологиями (алгоритмами) деятельности:

  1. Правилами постановки цели – SMART:

Цели должны быть:

  • S (specific) – конкретными, что обеспечивает однозначность понимания всеми участниками того, что нужно получить в результате выполнения задачи; в ответе должно быть минимум понятий «по умолчанию» между ставящим задачу и выполняющими ее.

Это позволяет:

  • Достичь результата, который нужен преподавателю;
  • Оптимизировать все, необходимые для выполнения данного задания, ресурсы;
  • Создать у учащихся мотивацию на достижение результата.

В самом начале нашего У.Т. цели были четко определены ведущими занятия (педагогом и психологом). Они были связаны, как с детективной линией расследования таинственных следов, так и с правилами, которых необходимо было придерживаться в ходе «следствия».

  • M (measurable) – измеримыми. Необходим критерий, измеряющий результат. Критерий позволяет  на любом этапе работы оценить, насколько мы уже достигли цели. Критерии могут быть, как качественными, так и количественными.          

Это позволяет:

  • Планировать процесс достижения цели;
  • Осуществить объективный контроль и самоконтроль;
  • Корректировать свои действия в процессе работы;
  • Способствует поддержанию мотивации.

В соответствии с данным принципом, в специально разработанной для учащихся тетради, был записан алгоритм, позволяющий ребенку самому осуществить критериальный анализ выполненной работы.

  • A (attainable/achievable) – достижимыми. Ученик  должен обладать необходимыми ресурсами (материальными и нематериальными) для достижения данной цели, т.е. цель должна соответствовать его возможностям.

Это позволяет ученику:

  • Почувствовать себя способным справиться с поставленной задачей;
  • Сконцентрировать усилия на достижении поставленной цели;
  • Определить стратегию достижения результата;
  • Расставить приоритеты;
  • При необходимости воспользоваться предоставляемыми ресурсами.

В нашем случае урок был обобщающим, в связи с чем все задания предполагали использование, уже известной детям, информации и знакомых способов работы.

  • R (realistic/relevant) – четкое понимание цели выполняемой работы (в данном случае – переход с этапа на этап, с целью прояснения ключевой фигуры урока). Необходимость достижения данной цели для решения последующих задач.

Это позволяет ученику:

  • Выбрать оптимальный путь решения задачи;
  • Расставить приоритеты (если они не определены педагогом в ходе занятия);
  • Мотивирует его на качественную реализацию поставленной задачи.

В данном случае переходом с этапа на этап руководил преподаватель.

  • T (time-bounded) – определенность временных границ: начало – достижение цели – осуществление контроля).

Это позволяет ученику:

  • Грамотно планировать и использовать отведенное время;
  • Координировать свои действия;
  • Осуществлять самоконтроль в ходе выполнения задания;
  • Удерживать внимание на протяжении всего хода работы;
  • Получить дополнительное мотивационное подкрепление.

Временные рамки на уроке также задавал преподаватель, ориентирующий детей на четкие временные отрезки, за которые дети должны были выполнить поставленную задачу.

Оптимальным способом контроля детей за временем могут быть песочные часы, что предполагает большую самостоятельность ребенка в процессе управления временем.

2. Кроме того, при создании У.Т. мы воспользовались Циклом Дэвида Колба:

Эта технология перекликается с теорией поэтапного формирования умственных действий П.Я Гальперина («Процесс учебного познания складывается из нескольких этапов.

Первым из них является восприятие объекта, которое связано с выделением этого объекта из фона и определением его существенных свойств. Этап восприятия сменяет этап осмысления, на котором происходит усмотрение наиболее существенных вне- и внутрисубъектных связей и отношений.

Следующий этап формирования знаний предполагает процесс запечатления и запоминания выделенных свойств и отношений в результате многократного их восприятия и фиксации.

Затем процесс переходит в этап активного воспроизведения субъектом воспринятых и понятых существенных свойств и отношений.

Процесс усвоения знаний завершает этап их преобразования, который связан либо с включением вновь воспринятого знания в структуру прошлого опыта, либо с использованием его в качестве средства построения или выделения другого нового знания.» (Цитируется по: Нурминский И.И., Гладышева Н.К., Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся.- М.: Педагогика, 1991. — 224 с.)

После усвоения знаний их применяют на практике: формируют умения и навыки.

Цикл Колба состоит из таких этапов, как:

  1. Непосредственный конкретный опыт (использование своего опыта).

На этом этапе участники предварительно получают необычное (в рамках тренинга) домашнее задание, требующее активации их знаний и опыта в теме «Имена собственные и нарицательные». Это домашнее задание одновременно является их пропуском (или рекомендательным письмом для «поступления» в детективное агентство). Кроме того, первое задание У.Т. также требует от учащихся применения знаний, приобретенных в ходе изучения темы.

2. Анализ опыта (оценка успешности реализации поставленной задачи).

Здесь участники анализируют не только свой учебный опыт, но и рефлексируют свое эмоциональное состояние на уроке, свою уверенность в достижении результата.

3. Обобщение опыта (собственные выводы учащихся + теория).

На этом этапе преподаватель дает ученикам возможность получить недостающие знания, используя все, имеющиеся в арсенале ресурсы, включая помощь одноклассников.

4. Применение (закрепление на практике + построение перспективы использования данного опыта).

Данный этап позволяет учащимся применить собственный опыт, обогащенный новыми знаниями на практике. Теперь участники анализируют опыт, полученный в ходе эксперимента и рефлексируют свое эмоциональное состояние на уроке, свою уверенность в достижении результата.

Также участникам предлагается определить возможные сферы реализации полученных знаний и навыков.

Ниже приведена схема цикла.

СХЕМА ЦИКЛА КОЛБА:

V. Следующим шагом в создании У.Т. было определение методов обучения:

Поскольку нашей целью было закрепление знаний и навыков учащихся по теме «имена собственные и нарицательные», мы использовали такие методы обучения, как обучающие игры и решение практических ситуаций.

VI. Далее следовало написание программы тренинга.

Успешность тренинга находится в прямой зависимости от групповых процессов. Умелое управление этими процессами влияет на эффективность обучения. В связи с этим, вопросам групповой динамики уделяется особое значение.

При создании нашей программы мы постарались задействовать и коммуникативный, и когнитивный опыт учащихся.

VII. И, наконец, создание стимульного материала.

Использование качественного, интересного стимульного материала уже на первых порах задает мотивационный тон тренингу. При его создании чрезвычайно важен учет возрастных особенностей участников,  избегание перегруженности теоретическими сведениями, четкая структура подачи материала, его эффектное оформление, соответствие целям и задачам тренинга.

Этой задаче мы уделили большое внимание. Подготовку нестандартного домашнего задания взял на себя преподаватель, в задачи психолога входила разработка тренинговой тетради участника. Кроме того, в ходе тренинга использовался поощрительный момент в виде следов, а также специально сделанные знаки, оповещающие участников о том, насколько точно они выполнили одно из заданий. Предварительно были подготовлены и награды для учащихся, с дополнениями для особо отлившихся на уроке.

Несомненно, существует множество вариантов подачи учащимся той или иной темы, что зависит, в первую очередь от желания и опыта педагога. Но если пред нами стоит задача – формирование осознанного, критичного постижения учеником, как учебной реальности, так и собственного жизненного опыта, то данный способ представляется нам одним из наиболее перспективных.

Теперь немного о связи данного направления с системно–деятельностным подходом А.Г. Асмолова.

Поскольку системно-деятельностный подход является на сегодня методологической основой стандартов профессионального образования нового поколения, то преподавание в форме урока-тренинга идеально вписывается в систему новых стандартов обучения.

Цитируем: «Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования».

Возвращаясь к структуре У.Т.:

Прежде чем приступить к написанию урока, нами определялись задачи обучения и непосредственно психологические задачи данного коллектива учащихся (по А.Г. Асмолову: «В любой образовательной программе мотивационно-ценностный момент, как момент структуры программы, должен быть ведущим. …При выделении мотивационно-ценностного пласта мы ориентируемся на вопрос: ради чего делается образовательная программа? Выделение этого вопроса — ключевой и первый момент.

Второй вопрос: на что накладывается программа? На какие цели направлена? Если мотивационно-ценностный план дает нам социализацию развития личности ребенка, то целевой план программы отвечает на вопрос: что дает нам образовательная программа, когда мы закладываем то или иное содержание?»)

А.Г. Асмолов: «Следующий пласт анализа — операционально технологический. И здесь мы имеем дело уже с учебными программами и технологиями достижения цели. … еще один план анализа, который мы выделяем в системно-деятельностном подходе — это ресурсный план анализа. То есть с помощью каких кадров, экономических ресурсов мы достигаем мотивационно-ценностного, целевого и операционально-технологического моментов деятельности».

Создание концепции У.Т., выбор в качестве базовых технологий целей по SMART, а также цикла обучения по Д.Колбу позволяет реализовать операционально–технологический аспект системно-деятельностного подхода, положенного в основу современных стандартов обучения.

«…На опреционально-технологическом уровне без ЗУНов ничего не получится. Вместе с тем, действует еще одна формула: компетенция — деятельность — компетентность. Компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью, как характеристикой личности. Эта формула помогает нам понять, что такое компетентность. Это знание в действии. … Стандарт образования фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а результаты образования, результаты деятельности, и требования к этим результатам».

Цикл Д.Колба, включенный в систему У.Т., способствует формированию новых компетенций воспитанников, что создает надежную основу для формирования компетентности, как характеристики личности.

А.Г. Асмолов: «Системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование.     … через него мы дадим ребенку «перпетуум мобиле» развития, стремясь научить ребенка учиться, а не превращать его в славного хомяка, который держит запас знаний, умений и навыков в своих защечных пазухах. Завершая, напомню слова моего учителя Алексея Николаевича Леонтьева. Он говорил, что горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией. Кризис образования — это обнищание души при обогащении информацией. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования».

Включая в структуру У.Т. помимо собственно образовательных задач еще и психологические, удается преодолеть инерцию консервативных подходов в обучении и поставить развитие личности учащегося в центр системы обретения знаний, сделать ученика активным участником процесса обучения и развития.

Наша частная школа — переход на главную страницу