+7 (495) 607-65-53

Гусева А.В. Организация контроля и оценки умений учащихся при обучении иностранному языку в школе как метод стимулирования речевого развития

Проблема проверки и оценки умений является одной из необходимых частей учебно-воспитательного процесса по иностранному языку. Поскольку контроль и оценка навыков и умений выполняют обучающую, прогнозирующую, диагностирующую, развивающую и воспитательную функции, то от качества их организации зависит, прежде всего, желание ученика учиться и, как следствие, результат обучения.

Вместе с тем общеизвестно, что выставление баллов, в большинстве случаев, весьма субъективно определяется каждым учителем интуитивно и часто не лучшим образом. В школьной практике наблюдается значительное расхождение в оценке учителем устных и письменных ответов учащихся, в требованиях к качеству формируемых знаний, в определении значимости допущенных ошибок. Об этом говорят и многочисленные эксперименты педагогов и психологов.

Исходным пунктом для оценки умения является определение целей обучения в различных видах речевой деятельности на иностранном языке, конечных и промежуточных результатов, которых должны достигнуть ученики в своем умственном, нравственном и психическом развитии. Цели обучения позволяют уточнить результаты, планируемые в процессе обучения, показать специфические изменения в поведении учащихся, их знаниях, навыках и умениях. Постановка целей есть необходимое условие для разработки контрольных заданий. Анализ традиционных методов проверки и оценки умений показывает, что цели обучения иногда формулируются слишком общо и допускают разную трактовку со стороны учителя. Нередко происходит оценка знаний в языке, а не навыков и умений, которые являются основой коммуникации.

Для того чтобы оценить умение, нужно определить его критерии и их параметры, на основе которых составляются контрольные задания. При формулировке требований к конечным и промежуточным целям нужно четко представлять, какие качества умения подлежат оценке, как выделить и оценить степень сформированности этих качеств. Для оценки умений учащихся и их качеств нужны эталоны, на которые можно было бы ориентироваться. С изменением содержания дидактической задачи меняется ее эталон. Таким образом, оценка будет выставляться на основании своего эталона, и отражать степень реализации строго определенных задач обучения.

Из вышесказанного видно, что в изучении проблемы контроля существует несколько основных направлений. Мы рассмотрим здесь лишь вопрос о критериях и параметрах оценки навыков и умений учащихся в различных видах речевой деятельности в процессе обучения иностранному языку в школе. Выставление отметки заключает процесс контроля и оценки умений учащихся. Отметка может быть количественной и выражаться суммой баллов, которая складывается из оценок отдельных критериев контролируемого умения. Здесь следует выделить несколько проблем, стоящих перед учителем: 

  • как быть справедливым;
  • как построить схему, в которой наглядно можно увидеть оценку;
  • как оценить умения в различных видах речевой деятельности;
  • как осуществить индивидуальный подход к ученику.

Как быть справедливым? Очень сложно, если в наличии только 5 баллов, которые давно уже потеряли свою балльную сущность и стали некоей психологической субстанцией, обозначающей: ты — отличник, ты — хорошист, ты — троечник, ты — двоечник. «Единица» как балл практически не применяется при оценке возможностей учащихся.

Представляется возможным использовать в процессе контроля, особенно текущего, большее количество баллов (10, 20, 30), которые можно перевести с помощью простого уравнения в нормативную отметку, выставляемую в классный журнал.

Как оценить умения в различных видах речевой деятельности? Как наглядно показать ученику его прогресс и то, над чем ему еще надо работать, повышая при этом мотивацию, а не блокируя желание учиться? Что касается форм проверки умений, то современная методика отводит приоритетное место разного рода тестам, которые требуют отдельного рассмотрения. Мы обратимся только к объектам контроля, диктуемым триединой целью обучения, к параметрам и критериям, по которым можно достаточно объективно и индивидуально оценить умения учеников в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. Предлагаемый нами инструментарий контроля основывается на подходе, определенном Андре де Поретти. 

Контроль умения чтения наизусть

С самого начала обучения иностранному языку чтение наизусть является одним из основных видов речевой деятельности. Оно необходимо для тренировки памяти и пополнения запаса лексических единиц и выражений. Кроме того, оно помогает решить очень важную с точки зрения коммуникации задачу: выработать умение держать себя на публике, не смущаться. Здесь можно предложить следующие критерии проверки умения:

  1. память
  2. произношение,
  3. умение удержаться на публике
  4. тональность (в соответствии с содержанием текста)
  5. соблюдение пунктуации (интонация, паузы и т.д.)
  6. ритм.

Количество баллов определяется учителем вместе с учениками. В данном случае мы выбрали 30 баллов, по 5 баллов по каждому критерию. Если, например, сумма баллов по всем критериям, набранная учеником, составляет 26, то в нормативном виде это соответствует отметке «4»: 26X5:30. Количество баллов, соответствующих нормативным отметкам, можно просчитать заранее и сообщить ученикам.

При такой системе оценки осуществляется индивидуальный подход, так как количество баллов по каждому критерию у каждого ученика может быть разным: у одного хорошая память, у другого хорошее произношение, третий уверенно чувствует себя перед аудиторией. Сама оценка является более справедливой, так как она достаточно объективна и аргументирована.

Контроль умений устной речи

Устная речь (диалогическая и монологическая) является одним из труднейших речевых умений. Критерии, по которым можно его оценить, представляют собой гораздо более сложную систему, чем при контроле и оценке умения читать наизусть. Их условно можно разделить на три группы:

  1. Соответствие установке высказывания, куда также входят:
    • произношение,
    • интонация,
    • беглость речи,
    • умение исправиться и начать снова,
    • соответствие речи ситуации (стиль).
  2. Богатство языка:
    • лексический запас,
    • умение выпутаться в языковой ситуации, рискнуть.
  3. Соблюдение грамматической нормы языка.

Следует обратить внимание на последовательность критериев по их значимости в данном виде речевой деятельности: нужно оценивать не только прогресс в грамматике, но и умение учащихся найти выход в языковой ситуации, завершить акт коммуникации, несмотря на возникшие трудности.

Предлагаемые объекты контроля можно уложить в следующую схему — «решетку»:

1 2 3 Оценка
Полное соответствие установке Небанальное высказываниеБез ошибок 105


С ошибками 9 4
Банальное высказываниеБез ошибок 9 4


С ошибками8 3
Частичное соответствие установке Небанальное высказывание Без ошибок 83


С ошибками72

Банальное высказывание Без ошибок72


С ошибками61
Не соответствует установке

Контроль умения пересказывать

При проверке и оценке умения пересказывать можно использовать следующую схему и критерии:

1. Соответствие установке высказывания012
2. Адекватность приводимых аргументов01234
3. Способность выражаться логично0123
4. Произношение0123
5. Грамматическая норма0123
6. Лексическое богатство0123
7. Выразительность и оригинальность01213 из 20 или «3»

Количество баллов по каждому критерию определяется учителем вместе с учениками. Общее количество баллов складывается из последних цифр каждой графы.

Начиная работать по предлагаемой системе, можно не учитывать сразу все критерии данного умения, что зависит от уровня обученности и прочих особенностей учащихся. Например, выразительностью и оригинальностью могут обладать не все учащиеся даже на продвинутом этапе обучения, хотя стремиться к этому надо, учитывая развивающую цель обучения.

Контроль умений письменной речи

С недавнего времени письмо перешло из разряда средств обучения в цели обучения иностранному языку в школе. Начиная с простых упражнений на начальном этапе обучения, учащиеся постепенно должны овладеть умениями написания полутворческих и творческих работ на иностранном языке, что предусматривается различными системами обучения и типами учебных заведений. В качестве критериев оценки письменных работ можно предложить следующие:

  1. работа выполнена в соответствии с установкой (причем внимание
  2. обращается не только на содержание, но и на форму исполнения: почерк,
  3. аккуратность, чистоту и т.п.);
  4. связность и логика текста;
  5. грамматическая норма;
  6. богатство языка, творческое воображение.

Соблюдение технологии написания и контроля письменных работ дает учителю возможность экономично и продуктивно провести работу над ошибками, что всегда является проблемой из-за отсутствия времени на это. Технология проверки, оценки и коррекции заключается в следующем:

  1. Прежде всего, нужно правильно оформить работу. Поля должны быть достаточно широкими. Учащиеся осведомлены о критериях, по которым будет оцениваться работа, и после текста сочинения, изложения и т.д. они чертят в тетради следующую схему — «звезду»:
    Самооценка ученика 18 из 20  Оценка учителя 10 из 20
  2. Учитель не правит ошибки, а делает пометки на полях специальным кодом, который он придумывает сам: зеленым цветом — ошибки (орфографические, грамматические, лексические и т.п.), красным цветом – наиболее удачные места. Оценку сразу он ставит только для себя, отмечая таким образом свои недостатки в работе и диагностируя знания учащихся. Ученики получают тетради обратно без оценок.
  3. Ошибки учащиеся исправляют сами на уроке. Время, отводимое для этого, определяется спецификой работы. В процессе исправления ошибок разрешается пользоваться любыми справочниками, если речь идет о текущем, а не итоговом контроле. Учащиеся могут общаться друг с другом, обращаться за помощью к учителю, получая от него только наводящие на поиск правильного решения ответы. Знания, добытые самостоятельно в процессе размышления, гораздо прочнее усваиваются. Кроме того, формируется навык работы со словарями и справочниками.
  4. Исправив все ошибки, учащиеся сами заполняют схему штриховой линией.
  5. Учитель проверяет работу еще раз и выставляет на схеме свою оценку сплошной линией.

Подобная система проверки и оценки пригодна для любого возраста и позволяет точно диагностировать знания учащихся, учить их работать самостоятельно, правильно оценивать себя и помогает избежать психологических конфликтов.

В зависимости от темы и вида работы учащиеся могут сами предлагать критерии оценки.

Опыт работы по подобным схемам показывает, что их можно использовать как при текущем, так и при итоговом контроле, при само- и взаимоконтроле. Для более удобного применения схемы нужно размножать (индивидуальные схемы на экзамене). На итоговых уроках можно пользоваться большими схемами, отмечая на них сигналами (флажки, кружки и т.п.) баллы по каждому критерию для каждого ученика.

В заключение следует сказать, что применяя комплексную оценку, учитель имеет возможность содержательно оценить различные качества навыков и умений ученика, полнее раскрыть не только недостатки, но и, что более важно, достоинства его ответа, избежать уравниловки. Все это способствует повышению интереса к изучению иностранного языка, сокращает время на контроль и коррекцию, стимулирует работу всех учащихся.

Учитель французского языка Гусева А. В.

Наша частная школа — переход на главную страницу