+7 (495) 607-65-53

И.М.Вайсерберг. Что мы развиваем и как? (актуальные вопросы методики преподавания английского языка)

Как всем известно, существуют современные методы обучения иностранному языку. В своем небольшом выступлении я бы хотела поговорить на две близкие друг другу темы: во-первых, что мы развиваем, а во-вторых,  какими методами. Но для начала давайте выясним, что мы ставим себе целью развить. Видимо, прежде всего речевые навыки.

Для того, чтобы речь была речью по сути,  а не только по форме, надо помнить о том, что в основе порождения и стимулирования речи лежит мотив, то есть намерение говорящего участвовать в общении.

Поэтому давайте посмотрим, как мы можем создать мотивацию. Воспользуемся классификацией источников создания мотивации В.П. Гурвича .

  1. Целевая мотивация — хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.
  2. Мотивация успеха — если предмет “удается”, то его изучают с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранных языков значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.
  3. Страноведческая мотивация — язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка.
  4. Эстетическая мотивация — многие методисты высказывают мысль о том, что учащиеся должны изучать иностранный язык не только потому, что им нужно знать язык, а потому, что изучение языка — удовольствие.
  5. Инструментальная мотивация — исходя из работы мозга, темперамента, каждый ученик имеет свои любимые формы и виды работ. Учет инструментальной мотивации состоит в том, чтобы дать возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ.

Скажем пару слов о каждой из них и о том, как мы стремимся с ними работать.

Говоря о целевой мотивации, нельзя не иметь в виду так называемый «соцзаказ». Это тот мотив, что вырабатывается, чаще всего, семьей, которая с раннего возраста транслирует ребенку необходимость изучения иностранного языка. Принимает ли тут участие школа? И да, и нет. Все зависит от того, организована ли внеклассная деятельность так, чтобы эту мотивацию создать, но об этом мы поговорим позже.

Мотивация успеха особенно важна для детей в начальной школе. Если ребенка часто, но обоснованно хвалят, он неизбежно будет стараться эту похвалу получить. Вопрос сложности здесь в том, что все дети по-разному успешны. Поэтому мы стараемся выяснить, какой канал восприятия у ребенка ведущий – например, аудиалу легче  справиться с аудированием, и поэтому его успехи в этой сфере должны отмечаться обязательно, так как, например, в чтении он может и не быть так успешен, и у него не будет возможности эту мотивационную похвалу получить. Этим объясняется совместная работа наших преподавателей и психологов, когда они стараются установить тип восприятия каждого ребенка с тем, чтобы понять пути индивидуального подхода к каждому ученику. Это же имеет непосредственное отношение к инструментальной мотивации.

Мы стремимся к формированию страноведческой мотивации, создавая целую систему празднования событий стран изучаемых языков. Социальная природа языка, таким образом, постигается детьми в обстановке, приближенной к реальной.

И, безусловно, создание всех вышеперечисленных мотиваций имеет тесную связь с созданием мотивации эстетической, поскольку при сформированности всех упомянутых видов ребенок начинает получать удовольствие от самого процесса обучения.

Важным вопросом также является то, какие виды речевой деятельности мы развиваем.

Виды речевой деятельности можно классифицировать как:

  1. высказывания несамостоятельные как по форме, так и по содержанию (повторение слов);
  2. высказывания самостоятельные по содержанию ( клише);
  3. высказывания самостоятельные по форме, несамостоятельные по содержанию (пересказ, реферирование);
  4. высказывания самостоятельные по форме и по содержанию, то есть те случаи, когда учащиеся находят объект для говорения и высказывания о нем.

Для того, чтобы развивать устную речь, необходимо создавать определенные условия — это знание темы, владение соответствующим языковым материалом, понимание ситуации и наличие стимула для высказывания. Материал для развития устной речи должен усваиваться до степени полной автоматизации во всех его употребительных формах. Далее, при обучении говорению очень важно учитывать соотношения его важнейших форм монолога, диалога и полилога. Эти формы сосуществуют и переходят одна в другую.

Теперь очень важно понять, как мы можем организовать учебную деятельность учащихся для достижения этих целей.

  1. Групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе. Для начального этапа обучения иностранным языкам наиболее эффективными и доступными являются такие формы работы, как драматизация и ролевая игра.
  2. Еще одной формой группового общения, близкой к подлинному, является дискуссионная игра, в ходе которой обсуждаются актуальные для учащихся вопросы.
  3. Используются коллективные формы работы, а также парные, групповые и проектные формы, где успех каждого материализуется в успехе всей группы.

Таким образом, какие бы приемы ни использовались для формирования и развития устной речи,  это зависит не только и даже не столько от объема лексического материала, сколько от моментов психологических. Поэтому необходимо помочь учащимся преодолеть этот барьер, после чего начнет развиваться речевая деятельность.

Итак, что мы развиваем? И как?

1. Что развиваем

  • Во-первых, ребенок должен стать активным действующим лицом в учебном процессе и ему должна быть дана возможность активно взаимодействовать с другими детьми.
  • Во-вторых, мы стремимся к достижению практического результата, т.е. язык должен использоваться в коммуникативных целях, позволяющих что-то узнать, совместно выполнить, открыть что-то новое и т.д
  • В третьих, они должны научиться четкому распределению обязанностей в группе, планированию совместной работы, ответственности за результат совместной деятельности.

2. Как мы это делаем и что получаем

  • В старших классах часто выбираем для достижения этих целей метод проектов, так как он позволяет добиться всего перечисленного.
  • Поскольку проекты все в основном групповые, мы этим обеспечиваем на уроках работу в группе.
  • Так как практически все проекты, которыми ребята занимались в последние два года, были исследовательскими, все участники проектной работы получили хорошие навыки работы с источниками информации и навыки обработки данных.

Эта работа является очень хорошей методикой для развития навыков презентации. Она развивает умение вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения, навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления. Кроме того, дети учатся оценивать работы своих товарищей.

3.  О методических особенностях данной работы

В организации проектной работы мы придерживаемся нескольких существенных принципов. Основные из них:

  • Принцип индивидуального усилия ребенка. Не секрет, что часто проектная работа является в большей степени результатом совместной деятельности учителя и родителей. В нашем случае такой подход исключен, так как большая часть работы ведется ребенком на глазах у педагога, но самостоятельно.
  • Принцип творческого подхода. Мы полностью исключаем реферативность работы. Каждый источник, использованный в проектной деятельности, должен быть творчески переработан и осмыслен автором исполнения проекта.
  • Принцип установления аналитико-синтетических связей между разными видами информации. Какими бы источниками ребенок ни пользовался бы – видео, аудио, числовыми, текстовыми – он должен провести анализ и синтез материала, и выдать в конечном итоге текст, основанный на всем освоенном.

Все три упомянутых принципа помогают нам подойти к формированию социокультурной компетенции, так как развивают не только учебные, но и социальные умения и навыки участников проектной деятельности.

4. Формирование социокультурной компетенции.

Для развития социокультурной компетенции важно наличие в тексте каких-либо из следующих сведений: география и история страны изучаемого языка, факты политической и социальной жизни, факты повседневной жизни, наличие этнокультурной информации, различного рода символики, наличие информации о поведенческой культуре, включающей особенности поведения в различных ситуациях, разговорные формулы, нормы и ценности общества.

Для того, чтобы все перечисленное имело успех, нужно, чтобы дети имели представление об этом в отношении собственной страны. Как мы понимаем, так не всегда бывает. Поэтому предварительной стадией всего описанного выше очень часто становится беседа о таких же реалиях нашего родного мира. А иногда бывает наоборот:  дети довольно много знают о глобальных реалиях, совершенно не представляя, что в этом плане происходит у них дома.

Как известно, социокультурная компетенция подразумевает способность извлекать из иноязычного сообщения ту же информацию, что и носитель языка.

И здесь мы очень часто сталкиваемся с враждебным отношением к иноязычной культуре и на обилие стереотипов, что, безусловно, очень мешает извлечению этой информации. Как можно методически верно это сделать?

5. Игры.

Ответом на поставленный выше вопрос могут стать ролевые игры, в частности, ролевая игра «Дебаты». Мы видим это как один из ведущих способов многоцелевого подхода, который, так сказать, убивает сразу многих зайцев одним выстрелом. Чего мы можем таким образом добиться?

Образовательный компонент цели: расширение лингвистического кругозора учащихся, приобретение социокультурных знаний о Великобритании, расширение социо-культурных знаний о России.

Развивающий компонент цели: развитие языковых способностей учащихся, умения самостоятельной работы, творческого мышления, готовности к коммуникации.

Воспитательный компонент цели: создание условий для формирования у учащихся уважения и интереса к религии, культуре и народу Великобритании, воспитание толерантного отношения к представителям различных религиозных конфессий, поддержание интереса к учению.

Практический компонент:

  • формирование и совершенствование лексических навыков говорения и расширение словарного запаса учащихся по теме;
  • развитие и совершенствование навыков различных видов чтения с обращением внимания на смысловые связи и контекстуальную догадку;
  • развитие навыков восприятия речи на слух.

Методы обучения:

  • коммуникативный метод с использованием индивидуальной, парной и групповой работы учащихся;
  • личностно-ориентированный подход;
  • эмоционально- деятельный подход.

6. Об уроках традиционных и нетрадиционных:

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы – не так важно, о традиционном уроке мы говорим или нет, но основными принципами обучения, вне зависимости от типа урока,  являются следующие:

  • принцип сознательности и активности,
  • наглядности,
  • систематичности,
  • прочности,
  • доступности,
  • научности
  • принцип связи теории с практикой.

     Пытаясь следовать каждому из них, в итоге, мы приходим к очень важному вопросу: вопросу об актуализации взаимосвязи родного и иностранного языков.

Критерий актуализации взаимосвязи родного и иностранного языков — соотнесенность, умение менять коммуникативную задачу в соответствии с контекстом деятельности характеризуется гибкостью (способностью к переносу в аналогичную речевую ситуацию) и динамичностью (способность к переносу в новую ситуацию общения).

И здесь неоценима грамматическая составляющая обучения и роль переводных упражнений.

Что интересно: появление таких методик, как технология критического мышления. Существенно то, что это является отходом от повсеместно распространенного коммуникативного метода последнего времени и во многом возвращением к методикам, наработанным советской школой.

Но существует опасность за увлечением всеми этими многообразными методами работы, которые, безусловно, повышают мотивацию, но, в целом, хороши на стадии закрепления учебного материала, утратить нить постоянно необходимой рутинной ежедневной работы.

К работе такого рода относится обучение грамматике. Известно, что грамматика – это «скелет» языка. Но для занятий ею, наверно, нужен максимум усилий, и не у всех детей это получается с равной степенью легкости.

Многократно сталкиваясь с трудностями построения высказывания на иностранном языке, учащийся теряет интерес к предмету. Здесь очень важно предоставить ему помощь в виде опор-схем.

Грамматика представляет собой наиболее абстрактный ярус форм и значений, поэтому освоение грамматики как системы максимально способствует умственному развитию учащихся, развитию логического мышления. Поэтому при обучении грамматике наиболее целесообразным представляется применение сознательно-сопоставительного и когнитивного методов.

Когнитивный метод ставит целью расширение общеобразовательного кругозора учащихся, допускает использование родного языка и усиливает принцип сознательности в обучении, а сознательно-сопоставительный предполагает использование с самого начала правил: вербальных и схематических.

Используя возможности наглядно-образного мышления, эффективно при изучении каждого времени вместе с учащимися составлять его элементарную схему.

Нередко учащиеся быстро называют нужное время, если им напомнить его так называемый «сигнал». Таким образом, эти «сигналы» являются своеобразными ассоциативными опорами, усвоение которых способствует вызыванию в памяти необходимого грамматического явления.

Эти и другие традиционные методы мы используем наряду с развивающими и инновационными методиками.

7. Вывод.

Итак, каков же вывод? Он, видимо, состоит в том, что, какими бы методами мы ни стремились достичь цели, в обучении иностранному языку очень важно сочетание коммуникативных и традиционных методик, так как ни один из аспектов речевой деятельности не является второстепенным, и все они характеризуются различными путями достижения результата. И, что особенно важно – только сочетание их в разумных пропорциях и может создать по-настоящему работающую мотивацию.

Наша частная школа — переход на главную страницу