И.М.Вайсерберг, М.М.Кононова, С.В.Дегтев: Два века – два лицея, часть 2.
Два века два лицея
Юный воспитанник с самых первых лет приучается познавать мир сцены, проживая судьбы разных героев, постигая особенности разных эпох, учится не бояться аудитории. В этом нам помогают лучшие образцы мировой и отечественной классики.
Репертуар лицейского театра бесконечно многообразен и включает в себя такие спектакли, как «Двенадцать спящих дев» В.А.Жуковского, «Ночь перед рождеством» Н.В.Гоголя, «Барышня-крестьянка», «Маленькие трагедии», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкина, «Чехорда» (спектакль по ранним рассказам А.П.Чехова), «Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь», «Ромео и Джульетта» В.Шекспира, «Племяник чародея» К. С. Льюиса, «Пигмалион» Б.Шоу (на англ. языке), «Женитьба Фигаро» П. Бомарше (на русском и французском языках), и многое другое.
Очень важную формирующую роль играют лицейские праздники (спектакли, День Пушкинского Лицея, литературно-музыкальные салоны, англо-французские вечера, концерты музыкальной школы, календарные фольклорные праздники, собственно английские и французские праздники и т.д.)
О литературно-музыкальных салонах надо сказать отдельно. Для педагогов «Московского лицея «Ступени» очень важно, чтобы лицеисты видели связь с первым лицеем – Царскосельским. Поэтому один из важнейших праздников для московских лицеистов – 19 октября — день основания Царскосельского лицея. По традиции, в этот день проходят литературно-музыкальные салоны: «Учителя А.С.Пушкина», «А.С.Пушкин», «Друзья и современники А.С.Пушкина», «Ученики А.С.Пушкина». День важен еще и тем, что собирает лицеистов всех поколений – в этот день выпускники лицея встречаются вновь, – так же, как это делали лицеисты пушкинской поры.
В обязательную программу наших воспитанников включены не только посещение музеев, выставок и культурных памятников Москвы и Подмосковья, но и поездки по России и Европе, которые тесно связаны с образовательной программой. За все время обучения дети могут познакомиться с древними русскими городами Золотого и Серебряного кольца, а также с Вологдой, Петрозаводском, Великим Устюгом и, безусловно, Петербургом, где они непременно знакомятся с Царскосельским лицеем, как прототипом своего собственного.
Не менее важную роль играют занятия всех без исключения лицеистов живописью. Ребята рисуют не только на уроках, и занятиях в изостудии. Выезжая в поездки, лицеисты обязательно берут с собой необходимые художественные принадлежности для того, чтобы запечатлеть все то, что они увидят. Стены Московского Лицея «Ступени» украшают художественные произведения ребят разных лет, лицеисты многократно становились победителями и призерами творческих конкурсов различного уровня – от городских до всероссийских.
Если говорить об интеллектуальном развитии, то мы знаем, что профессора Царскосельского Лицея считали главным правилом «возбуждать собственное действо ума», — так же и педагоги «Московского лицея «Ступени» делают все, чтобы можно было избежать тупой зубрежки, заменив ее творческим подходом к изучаемому предмету. Речь идет не только о том, чтобы понять и запомнить. Алгоритм принципиально иной: понять, запомнить, творчески преобразовать самому. И если до сей поры речь шла только о гуманитарных предметах, то здесь на сцену выходят предметы естественных и точных наук, без которых у современного человека нет и не может быть полного и верного представления о мире. Интересно заметить, что и здесь существует значительное совпадение с Царскосельским Лицеем. При его основании противники требовали убрать из программы лицея химию и физику – и потерпели фиаско. Так и в нашем случае: сторонники исключительно гуманитарного образования порой удивляются тому, зачем в гуманитарном лицее дети защищают проекты по физике и астрономии, химии, биологии и географии, отчего они ходят в экологические экспедиции, к чему им участие в математических и экономических олимпиадах. Ответ очень прост: в мозгу человека нет перегородок, и, проводя опыт по химии, он, быть может, развивает свое цветовое зрение, которое, вполне возможно, приведет к тому, что он станет с годами выдающимся поэтом. И наоборот.
Немалую роль в развитии наших воспитанников играет библиотека, которая напоминает нам о Царскосельском лицее не только портретами Пушкина и лицеистов, характером подбора литературы, но и огромной и важной ролью, которую она играет в жизни лицейских детей благодаря работе библиотекаря и воспитателей. Работа с книгой, которой они обучаются здесь, – бесценный навык и богатство на всю их последующую жизнь.
Широко известно, что выпускники Царскосельского лицея свободно изъяснялись на нескольких языках. Научить детей языкам – это одна из важнейших и наших задач. Все воспитанники к окончанию лицея свободно говорят по-английски, и чуть более ограниченно, но достаточно свободно – на французском. Но важен даже не сам этот факт, а то, каким образом мы этого достигаем. Дети изучают английский язык в объеме пяти часов в неделю с самого первого класса, французский язык с 4 класса (3 часа в неделю). Сформирована отдельная программа дополнительного образования по иностранным языкам, в которую входит и работа носителей языка, и театр на английском языке с первого класса, и театр на французском – с пятого, и чтение аутентичной литературы, и поездки по программе интеграции с английскими школами, и театрально-культурно- языковой обмен с одним из лучших парижских лицеев, и клуб дебатов на английском языке, который ежегодно проводит всероссийский школьный турнир по дебатам, и стройная система защиты англоязычных проектов, и многое-многое другое.
Как и наставники Царскосельского Лицея, педагоги лицея «Ступени» стремятся сделать учебную программу максимально обширной и разнообразной: тут присутствует и уже упомянутое нами изучение иностранных языков, и хореография, и фольклор, и музыка, и разнообразные виды спорта, поскольку вслед за Лицеем-прообразом, в лицее «Ступени» полагают (убеждаясь в этом ежедневно!), что нравственность и физическое развитие крепко связаны между собой. Поэтому лицеисты в Московском лицее «Ступени» занимаются обычной, а при необходимости и лечебной гимнастикой, играют в футбол и настольный теннис, получают свои первые пояса по карате-до, умеют танцевать и классические бальные, и фольклорные, и современные танцы.
Очень серьезно выстроена программа обучения в старших классах, но гибкость ее построения берет свои истоки оттуда, с перволицейских времен, и мы недаром утверждаем, что Лицей «Ступени» в полной мере осуществляет индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Достаточно будет сказать, что приходящие в лицей «Ступени» новые дети зачастую обучаются по полностью индивидуальной программе, пока не окажутся подготовлены настолько, чтобы сесть за парту в соответствующий им по возрасту класс.
Основатели Царскосельского Лицея понимали, что ученик будет во всем подобен учителю, и отбору преподавательского состава было уделено пристальнейшее внимание – мы знаем имена профессора Куницына, о котором писал Пушкин, Галича и многих других. В лицее «Ступени» педагогический состав — также предмет первоочередной заботы: учредители лицея сами вышли из группы педагогов-единомышленников и на протяжении всех двадцати пяти лет его истории подчеркивали, что они – не просто школьные учителя, а группа близких по духу людей. В «Московском лицее «Ступени» работают не просто профессионалы высокого уровня, но профессионалы-интеллигенты, в общении с которыми ребенок может не просто насытиться интеллектуально, но и обогатить свою душу и сердце.
Именно благодаря им, педагогам, вырастал в свое время и продолжает вырастать знаменитый «лицейский дух» — лицейское братство, которое нам знакомо по Пушкину и его ближайшему окружению, и которое мы встречаем в наших воспитанниках, выпускниках. Из года в год они приходят к нам в праздники и в будни, встречаются после работы друг с другом, сотрудничают в своих творческих и бизнес-проектах, продолжают играть в нашем лицейском театре, музицировать на концертах нашей музыкальной школы, участвовать как жюри в наших интеллектуальных конкурсах и дебатах – всего не перечислишь.
И все это стало возможным благодаря лицейскому общению, тон которому задают взрослые – уважительному, на равных, но без фамильярности, не противоречащему строгой дисциплине. Учителей и всех взрослых, работающих в лицее, по-настоящему, а не номинально волнует судьба их воспитанников, их сегодняшнее душевное и физическое состояние, от главного до мелочей. Поэтому медицинская служба следит за тем, что дети едят и как они себя чувствуют физически, работники столовой делают все, чтобы обед был домашним, уютным и вкусным, а не казенным и малосъедобным, психологи и воспитатели пекутся о душевном и психологическом состоянии ребят, а педагоги ищут все возможные способы, чтобы учеба была не нудным и скучным занятием, а ежедневным интересным приключением и радостью. Отдельной строкой надо сказать пару слов о лицейском режиме: как царскосельские лицеисты учились, перемежая серьезные научные дисциплины фехтованием и танцами, так и воспитанники лицея «Ступени» учатся, чередуя математику и физику, русский язык и литературу со спортом, музыкой, хореографией, живописью, фольклором, прикладным искусством. Кроме того, у наших ребят более дробный режим учебы и отдыха, после каждых четырех-пяти учебных недель следующая у лицеистов – каникулярная. В Лицее царит, с одной стороны, доброжелательная, а с другой — требовательная атмосфера; здесь очень любят своих воспитанников, но любовь эта — строгая, требующая дисциплины, как со стороны взрослых, так и со стороны детей. Результат воздействия атмосферы Лицея на ребенка проявляется в поведении, в открытости, коммуникабельности, доброжелательности, — это часто отмечают посторонние посетители Лицея и особенно ясно это видно при «внешних выходах» — во время поездок и экскурсий.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что самым важным для нас, как и для основателей Царскосельского лицея, является личность пришедшего к нам ребенка и среда, в которой растут, развиваются и учатся наши воспитанники в условиях уважения, внимания, любви и внутренней духовной свободы.
И вероятно, это наше главное и ключевое сходство. Ему и будем следовать.
Наша частная школа — переход на главную страницу