Краснобаев Д. А., Краснова Г. В. Вовлечение школьников в природоориентированную деятельность: опыт негосударственной школы
Публикация статьи: Библиотека журнала «Исследователь/Researcher» Научно-методический сборник ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА, Москва 2012
Необходимость распространения экологической культуры и образования населения обусловлена потребностями современного общества, в котором сохранение природной среды, благоприятной для здоровья и жизни общества, является одной из наиболее актуальных проблем человечества в наше время. Важнейшей особенностью этого процесса выступает непрерывность естественнонаучного образования на протяжении всей жизни человека.
В этой системе первостепенное значение принадлежит школе, которая вместе с семьёй и общественностью призвана воспитывать у подрастающего поколения чувство бережного отношения к окружающей нас природе, добиваться глубокого понимания каждым школьником роли природы в жизни человека и общества. При этом основой формирования экологического сознания обучающихся выступает их природоориентированная деятельность.
В последние десятилетия мощное преобразование естественных природных ландшафтов под влиянием хозяйственной деятельности людей приводит к изменению и нарушению связей в природных сообществах. Особенно заметно такое влияние в пределах Столичного региона, где углубление и расширение антропогенного воздействия затрагивает все компоненты природной среды: рельеф, климат, внутренние воды, почвенный покров, растительный и животный мир. В подобных условиях важную роль играют особо охраняемые природные территории (ООПТ), выступающие в качестве резерватов природной среды Московской области, служащие местами сохранения биоразнообразия и источником расселения видов на соседние территории.
Таким образом, принимая во внимание важность ООПТ для сохранения естественной природной среды, следует признать также и огромное значение охраняемых природных территорий в качестве базы для осуществления природоориентированной деятельности. В этой связи актуальными становятся меры, направленные на сотрудничество образовательных учреждений с администрацией ООПТ, служащие привлечению школьников к изучению и сохранению их природных сообществ.
В системе современного Российского образования особую значимость приобретает природоориентированная проектно-исследовательская деятельность школьников. В последние десятилетия чрезвычайно популярными становятся исследования и мониторинги природоохранного характера, вопросы экологического образования учащихся включены в программы последних совещаний и конференций при Комитете образования, широко освещены в печати (журналы «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы», «Биология в школе», «География в школе», «Юный натуралист», «Свирель» и др.).
При этом особую ценность приобретают многолетние работы, направленные на исследования характера, последовательности и значения длительных, в том числе антропогенных, изменений компонентов природной cреды в пределах ООПТ.
В «Московском лицее «Ступени» природоориентированная экологическая деятельность учащихся с межпредметной направленностью ведётся на протяжении десяти лет, с 2001 г. С 2007 г. воспитанника лицея проходят обязательные ежегодные сезонные практики и выездные семинары на территории памятника природы «Черноольховый лес» на границы Подольского и Наро-фоминского районов Московской области при биоценологической станции «Малинки» Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова.
В 2010 г. между ИПЭЭ и лицеем подписан договор о долгосрочном сотрудничестве. С нынешнего года воспитанники лицея «Ступени» начали экологоориентированную деятельность на базе экологопросвети- тельского центра «Абрамцево» в национальном парке «Лосиный остров».
В рамках образовательной и развивающей концепций лицея действуют образовательные программы дополнительного образования детей «Ребёнок и окружающий мир» для начальной школы и «Прикладная экология» для среднего и старшего звена. Программы имеют эколого-биологическую направленность с элементами туристско-краеведческой направленности.
В программах реализованы основные подходы воспитания экологической культуры и становления экологического сознания в современные школе. В основу программ заложен, так называемый, мыследеятель- ностный подход к выполнению работ, реализуемый в постановке активной познавательной позиции каждого воспитанника и личностной мотивации обучающихся не только при решении экологических проблем достижения конкретных знаний, но и при овладении методиками учебной, игровой и иной деятельности
как таковой, особенно в проблемных ситуациях. Особое внимание уделяется освоению обучающимися экологоориентированных ценностей как обяза тельной части становления экологического сознания подрастающего поколения1 [1; 3; 4; 5].
Отдельно следует сказать о специфике проведения подобных работ в негосударственных школах на примере «Московского Лицея «Ступени». В негосударственной частной школе в основном обучаются дети, мотивиро-ванные на процесс обучения. Родители также заинтересованы в получении детьми современного полноцен- ного образования.
В небольшой частной школе образовательное поле каждого конкретного воспитанника находится под коллективным контролем педагогов, администрации и родителей, что позволяет повышать качество работы с детьми с учётом их индивидуальных потребностей.
Немаловажное значение играет и материальная база, дающая свободу в выборе методик, средств, оборудо- вания и т.д.
К основным проблемам, с которыми пришлось столкнуться следует отнести следующие.
Во-первых, современные дети крупнейшего мегаполиса страны живут по образному выражению в «каменных джунглях в век пластикового стаканчика». Многие наши воспитанники зачастую оторваны от естественного природного окружения, почти не имеют личного опыта или полностью лишены практических знаний и навыков поведения и выполнения прикладных исследований в полевых условиях. Ликвидация этого пробела – достаточно трудоёмкая работа и в каждом новом классе её приходится проводить заново.
Во-вторых, многие дети связывают исследовательскую работу только лишь натуралистической деятель-ностью. И грамотно направить вектор их образовательной активности на освоение природоориентированных ценностей бывает порой не легко.
В-третьих, это крайне низкий уровень экологической культуры среди населения, браконьерское сознание и полное равнодушие к проблемам окружающей среды.
В основу природоориентированной деятельности учащихся лицея «Ступени» положен многолетней опыт ведения экскурсионной деятельности педагогами лицея с экскурсантами разных возрастных групп, от младших школьников до студентов старших курсов педагогических университетов. Экскурсии, экологические походы, сезонные практики направлены не только на усвоение воспитанниками отдельных явлений и объектов, но и формируют представления о природе ООПТ как о едином целом, отражающем взаимосвязи окружающей среды и деятельности человека в его пределах. Особую значимость экологоориентированная деятельность детей приобретает в условиях большого города, в частности, Москвы. Общение городских школьников с живой природой минимально, а представления об окружающей среде зачастую ограничены теоретическими знаниями школьного курса биологии и географии. В подобных условиях наглядно-практическая деятельность в естественной, природной обстановке создаёт условия для эстетического развития внутреннего мира каждого ребёнка и формирования его нравственных ценностей, стимулирует творческую активность мышления, способствует формированию основ экологической культуры. При этом межпредметная направленность проводимых исследований выводит творческую активность за рамки одного предмета, значительно раздвигает поле образовательной активности школьников, расширяет их кругозор. Отдельно следует выделить значение проделанной работы для воспитания у лицеистов бережного и гуманного отношения к своему естественному окружению, формирования у них патриотических чувств к природе родного края.
Целью программы является развитие у обучающихся системы представлений о целостности окружающего мира, формирование у них экологической культуры личности и становление экологического сознания.
В рамках поставленной цели были заложены следующие задачи:
1. Экологический мониторинг особо охраняемой природной территории.
а) Комплексное изучение ООПТ путём овладения исследовательской методикой познания.
б) Изучение сезонных изменений в абиотическом и биотическом компонентах среды ООПТ.
в) Изучение степени влияния хозяйственной деятельности человека на природные компоненты ООПТ с целью выявления наиболее уязвимых из них и разработке мер по их сохранению.
2. Выполнение исследовательской работы на основе межпредметных связей географии, биологи, экологии и охраны природы с другими науками.
3. Апробация методов экоцентрического подхода к решению экологических проблем.
Достижение поставленных задач реализуется в виде шести учебно-воспитательных аспектов:
Образовательный аспект:
– расширить кругозор учащихся по данной теме;
– дополнить и закрепить знания, полученные на уроках в школе;
– сформировать представления о связях и преемственности учебных предметов.
Экологический аспект:
– познакомить с основами экологической культуры;
– воспитать экологически грамотное отношение к живой природе;
– формировать экологическое сознание.
Нравственный аспект:
– познакомить с правилами заботливого отношения к живой природе;
– воспитать чувство ответственности перед живыми существами;
– дать осознать и прочувствовать то, что человек – часть природы, а не её хозяин;
– расширить понимание о правилах гуманного отношения к природе.
Эстетический аспект:
– пробудить чувство прекрасного к живой природе;
– познакомить с красотой разнообразия растительного и животного мира;
– оценить гармонию взаимодействия всех живых существ на планете.
Патриотический аспект:
– представление об уникальности живой природы Москвы и других крупных городов;
– знакомство с разнообразием растительного и животного мира нашего города;
– заложение основ бережного, природоохранного отношения;
– становление патриотической гордости, гуманного отношения к природе России.
Практический аспект:
– развитие мелкой моторики во время экскурсий;
– понятие о правилах ведения практической деятельности;
– формирование навыков практической деятельности в полевых условиях;
– обучение различным методам камеральных и практических работ.
За время работы на территории памятника природы «Черноольховый лес» при биостанции «Малинки» воспитанниками 5 – 11 классов лицея «Ступени» были выполнены работы по следующим направлениям:
1. По картографии:
– глазомерная съёмка отдельных территорий;
– ватерпасовка склонов.
2. По геоморфологии:
– исследования особенностей развития склоновых процессов;
– исследования многообразия флювиальных форм рельефа.
3. По климатологии:
– метеорологические и микроклиматичекие наблюдения.
4. По гидрологии:
– изучение основных характеристик реки (глубины, ширины, скорости течения, расхода воды);
– изучение физических и химических свойств воды;
– построение поперечного профиля речной долины и русла реки.
5. По почвоведению:
– исследование особенностей почвенного покрова.
6. По снеговедению:
– количественные и качественные показатели профиля снежного покрова;
– характер залегания снега в зависимости от форм рельефа.
7. По фенологии:
– изучение сезонных (весенних, осенних и зимних) явлений в живой
и неживой природе.
8. По микологии:
– описание микофлоры и экологических групп грибов.
9. По ботанике.
– изучение флоры травянистых и деревянистых растений;
– изучение флоры споровых, раннецветущих (и эфемероидных) и зимне-зелёных растений;
– составление карты произрастания эфемероидов.
10. По зоологии:
– исследования герпетофауны и населения земноводных;
– исследования фауны и населения птиц различных местообитаний на примере модельных видов;
– маршрутные учёты и картирование гнездовых участков птиц.
11. По геоботанике:
– исследование и описание фитоценозов маршрутным и площадочным
способами на контрольных точках2;
– определение биомассы и продуктивности растительных сообщества;
– составление геоботанической карты.
12. По экологии:
– оценка антропогенного воздействия на местность;
– закладка учётного маршрута и линейной трансекты для проведения многолетних исследований антропогенных воздействий на естественные природные ландшафты.
13. Межпредметным направлениям:
– времена года в произведениях русских поэтов, композиторов и живописцев.
Среди представленных работ приоритетным направлением исследований является изучение и оценка закономерностей трансформации компонентов живой и неживой природы при углублении воздействий хозяйственной деятельности людей на естественные природные ландшафты. Для выполнения работ были выбраны контрольные участки речной долины и смешанного леса, на которых воспитанники лицея в течение двух последних лет проводят мониторинговые исследования, снимают различные показатели среды. Очистка выбранных участков от различного антропогенного мусора сопровождается агитационной работой с населением путём развешивания информационных стендов и плакатов. Анализ полученных данных позволяет сделать выводы об усилении антропогенного влияния в районе исследований. За весь период работ на биостанции «Малинки» рядом с территорией памятника природы было заложено и построено четыре современных посёлка коттеджного типа, проложены новые подъездные пути. В связи с этим в последние годы усилилась и рекреационная нагрузка на территорию самого памятника природы и его ближайшие окрестности. Это предположение подтверждается анализом собранного мусора и следов присутствия человека. На протяжении всего года район исследования посещают люди: летом и осенью – для сбора грибов и ягод, зимой – для катания на лыжах и снегоходах. В течение всего весенне-летнего периода лесные массивы в окрестностях памятника природы активно используются для обустройства туристических стоянок, на территории самого ООПТ – для отдыха и пикников. Одной из мер сокращения нежелательных последствий антропогенного влияния на компоненты природной среды следует признать придание в перспективе данной территории статуса национального заказника.
С учётом проведённых исследований и имеющегося опыта выстраиваются планы будущей работы. Одним из ключевых направлений выступает дальнейшее изучение антропогенного влияния на компоненты природной среды памятника природы «Черноольховый лес» с целью обоснования и разработки системы мер, направ- ленных на прогнозирование дальнейших изменений и сохранение биоразнообразия ООПТ. Так, установление последствий строительства коттеджей и вырубания древесно-кустарниковой растительности в долине реки Жилетовки на изменение её водно-солевого состава, гидрологического и температурного режимов – дело будущих исследований.
Практическое значение проведённых работ заключается в следующем. Материалы исследований используют- ся при подготовке семинаров, лекций и полевой практики по экологии и естествознанию со студентами географического, биолого-химического и дефектологического факультетов Московского педагогического государственного университета. Результаты работ заслушаны на внеклассных занятиях и конференциях, применяются при планировании уроков по окружающему миру, биологии и географии в Лицее «Ступени». Образцы, собранные во время полевых практик, использованы для оформления наглядных пособий в кабинете биологии и географии, используются в качестве учебного оборудования. По материалам полевых исследова- ний создана видеотека и каталог мультимедийных презентаций, прошедших демонстрацию на уроках естествознания, биологии и географии. На основе глазомерной съёмки маршрута и крупномасштабных
карт (1:25000) составлена карта-схема района исследований, а теоретические положения, разработанные в ходе проделанной работы, могут послужить для дополнения фактического материала по состоянию окружаю щей среды Столичного региона.
1 Гагарин А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как ведущее условие формирования экологического сознания: Монография. – М.: Изд. РУДН, 2003. – 184 с.; Иващенко А.В., Панов
В.И., Гагарин А.В. Теоретические и эмпирические аспекты формирования экологического сознания учащихся в природоориентированной деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология педагогика». – 2004. – № 2. – С. 82–102; Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как средство формирования экологического сознания // 3-ая Российская конференция по экологической психологии. Материалы под общ. ред. В.И. Панова и А.В. Иващенко. – М.: Издательство РУДН , 2005. – С. 30–37; Симонова Л.П. Виды деятельности в экологическом образовании школьников // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы: Научно-методический журнал. – 2003. – № 3 (16). – С. 10–18.
2 Дунаев Е.А. Деревянистые растения Подмосковья в осенне-зимний период: методы экологических исследований. – М.: МосгорСЮН, 1999. – 232 с.
Наша частная школа — переход на главную страницу