+7 (495) 607-65-53

С.В.Дегтев «Серебряный век в русской культуре» (I)

Паспорт проекта:

Руководитель проекта: учитель литературы и МХК Дегтев Сергей Васильевич 

Консультанты проекта:  Кононова Марина Михайловна, Боровикова Виктория Викторовна, Смирнова Наталья Борисовна, Ульянова Ольга Александрова

Состав проектной группы: Воспитанники 8-10 классов.

Оглавление

  1. Постановка и актуальность проблемы.
  2. Цели и задачи работы.
  3. Тип проекта.
  4. Практическое значение работы.
  5. Методика организации и проведения проектно-исследовательской деятельности.
  6. План проекта.
  7. Продукты проекта.
  8. Описание проекта.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл
  А.А.Ахматова

ПОСТАНОВКА И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Всем учителям, преподающим литературу и мировую художественную культуру в общеобразовательных школах, хорошо известно то обстоятельство, что по этим предметам на изучение периода XX века в отведенных часах урочной деятельности принципиально не хватает времени.

Это связано, прежде всего, с тем, что школьный курс изучения русской литературы (за исключением программы В.И. Коровина) распланирован таким образом, что огромный пласт русской культуры целого столетия (да какого столетия!) приходится в основном на выпускной 11 класс. Вследствие этого творчество великих писателей изучается в лучшем случае выборочно, а большинство их произведений — обзорно.

На наш взгляд, рассмотреть более или менее адекватно творчество таких масштабных авторов, как М.Горький, М.А.Шолохов и др., чьи произведения давно уже вошли в государственные программы, вкупе с прибавившимися и прибавляющимися авторами, которые по тем или иным причинам были изъяты ещё 20-30 лет назад не только из школьной программы, но и из русской культуры в целом, невозможно. Имеются в виду не только писатели-эмигранты (А.И.Бунин, В.В.Набоков), писатели-диссиденты (А.И.Солженицын, И.А.Бродский), не вполне «надёжные» поэты (А.А.Ахматова, М.И.Цветаева), но и бесконечный ряд ярчайших представителей так называемого Серебряного века (Ф.Сологуб, Д.С.Мережковский, А.М.Ремизов и т.д.). Вспомним, что и самого понятия Серебряный век не существовало, оно было изгнано не только из школьной программы, но и из науки и культуры вообще. «Повезло» только «преодолевшим модернизм и декадентство» А.А.Блоку и В.В Маяковскому, возвращены были в своё время в контекст культуры И.А.Бунин и С.А.Есенин. М.Горький – «столп и основание» социалистического реализма – изучался в школе, разумеется, всегда. А между тем «реалист» М.Горький (о ницшеанстве этого писателя предпочитают умалчивать), имажинист С.А.Есенин и даже лично презиравший и ненавидящий символизм И.А.Бунин – все они (как и многие другие) принадлежат к интереснейшему и огромному по своему значению явлению, названному Н.А.Бердяевым (ярчайшим представителем новой русской философии Серебряного века) «Русским духовным (или культурным) ренессансом».

Безусловно, многие произведения писателей Серебряного века изучаются еще в младшей школе (в основном поэзия) и далее – в течение всего курса русской литературы. Но ведь эти произведения (или авторы) изучаются по отдельности, вне контекста времени и культурного развития. Даже в 11 классе Серебряный век не рассматривается как некий сложный феномен, как завершение целого периода мировой культуры и одновременно открытие новой эры не только XX, но и XXI века. Русский Серебряный век – это одновременно «прекрасный цветок и плод на духовном древе всего человечества».

Необходимо подчеркнуть, что русской классической литературе уделено достаточно времени и места в школьной программе, ее изучение проходит последовательно в своей периодичности и так, что учащиеся прекрасно (в идеале) знакомы и с отдельными произведениями авторов, и с их творчеством в целом (обзорно), и с биографиями великих писателей, и с литературными процессами, направлениями и движениями.

А литература и искусство Серебряного века рассматриваются в разных классах, т.е. разрозненно и достаточно фрагментарно, и поэтому не могут быть восприняты учеником как ЭПОХА. Но между тем мы живем уже в XXI столетии, для которого значение Серебряного века трудно переоценить.

* * *

Что же такое для нас Серебряный век и каковы хронологические рамки этого самого «века»?

Для нас Серебряный век – это необыкновенный взлёт во всех областях духовной деятельности: философии, религиозно-мистических исканиях, изобразительном искусстве, архитектуре, музыке, прозе и поэзии, театре, в науках не только гуманитарных, но и точных (физике, биологии, химии и т.д.). Эпоху эту следует изучать в школе (по возможности) комплексно, во взаимосвязи нескольких предметов и как единое целое.

В хронологии мы придерживаемся взглядов тех исследователей и ученых, которые полагают, что Серебряный век зарождается в 80-е годы XIX века и приходит к своему завершению в 20-е годы XX века. Хотя от себя хотим добавить, что Серебряный век продолжал существовать, пока были живы его представители, такие как А.А.Ахматова и Б.Л.Пастернак в России, И.А.Бунин и А.М.Ремизов в эмиграции. Особое место следует уделить и тем творцам, которых мы назвали наследниками Серебряного века, – М.А.Булгакову и В.В.Набокову.

* * *

О самом термине. Впервые употребившие его Р.В. Иванов-Разумник – в отрицательном смысле («спад творческой волны») и В.Ф. Пяст, трактующий термин в хронологическом значении, никогда не противопоставляли его золотому веку А.С.Пушкина. Н.А.Бердяев, говоривший о том, что «никогда ещё русская культура не достигала такой утончённости, как в то время», также не противопоставлял начало XX в. пушкинской эпохе, а сближал их: «Было сходство с романтическим и идеалистическим движением начала XIX века». Интересно в этом контексте замечание А. Белого: «То, что объединяло молодых символистов, была не общая программа <…> но вся решительность отрицания и отказа от прошлого, «нет», брошенное в лицо отцам». Под «отцами» здесь следует понимать народничество, с его социальностью, утилитаризмом, специфическим русским просветительством. С другой стороны, эсхатологические чаяния, ощущение кризиса в жизни и искусстве были связаны с распространением идей А.Шопенгауэра, Ф.Ницше и О.Шпенглера, с необыкновенно острым предчувствием революции и связанного с ней переживания конца не только XIX века. Молодое поколение особо одарённых и необыкновенно высоко образованных людей ощущали всеми фибрами своей души, что рушится великая прогрессистская идея непрерывного развития человека и человечества, идея светлого пути, по которому (пусть иногда спотыкаясь и падая) неуклонно идёт человечество.

Заканчивалась эпоха гуманизма, надвигался жесткий и жестокий XX век. Достаточно вспомнить юношеское стихотворение А.А.Блока «Гамаюн, птица вещая (картина В.Васнецова)» с его невероятным пророческим содержанием.

На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..
                                 23 февраля 1899 года

Итак, надвигалось что-то новое, непонятное, а потому особенно страшное. Его одновременно и боялись, и приветствовали. Ожидание «грядущего Хама» выливалось в разные формы: ницшеанского Сверхчеловека (неожиданно воплотившегося у М.Горького в пролетария и революционера), платоновского андрогина – у старших символистов, Мировой Души, Софии Премудрости Божией – у младших символистов. Вновь, как на рубеже XVIII-XIX веков, Европа и Россия переживали вспышку оккультизма (оккультизмом серьезно занимался В. Брюсов), сектантством увлекались такие разные поэты, как А.Белый (роман «Серебряный голубь»), Н.А.Клюев и С.А.Есенин. Появление «болотного попика» в творчестве А.А.Блока не случайно, народные поверья в особенности глубоко использованы им в поэме «Двенадцать».

Именно в России в эту эпоху возникает и особое мифотворчество, также связанное с ощущением прихода нового: слияние бытия и бытности, повседневности и метафизики. И если символисты переносили религиозное и эстетическое в саму жизнь (Л.Д.Менделеева-Блок – это и есть Жена, облеченная в солнце, а Н.И.Перовская – Зверь из Бездны, искушающая Ангела – Андрея Белого), то футуристы (В.Хлебников, В.В.Кандинский) верили, что их искусство преобразует мир (К.С.Малевич писал свои картины для того, чтобы некие внеземные сущности могли видеть и понимать их).

Общим было в то время стремление к обновлению художественной формы, к созданию новых способов и средств художественной выразительности. Художественному слову вновь было возвращено древнее значение Логоса (Слова) – творческой потенции Бога, могущего претворить, преобразовать мир, вселенную. Минуя все разногласия, футуристы подхватывают идею Логоса-Творца, обновителя жизни, провозглашая ценность «самовитого слова», «сущего слова вне жизни и пользы», необходимость словотворчества, создания «вселенского языка» (В.Хлебников), «зауми» (то есть слова, обращающегося не к разуму, а к подсознанию), придуманного А.Е.Крученых. В.В.Маяковский своими средствами (разговорной речью, неологизмами, особой экспрессивностью) пытался «приблизить будущее с помощью стихов». Иным, но не менее интересным, было отношение к слову акмеистов и имажинистов.

В сгущающейся атмосфере апокалиптическо-эсхатологических настроений начала века разрабатываются концепции нового этапа творческого восхождения человека в иные миры (Царство Божие у последователей Владимира Соловьева), к полноте бытия на путях духовно-материального, богочеловеческого всеединства, соборности, теургии. Н.А.Бердяев писал: «Теургия — искусство, творящее иной мир, иное бытие, иную жизнь, красоту как сущее. Теургия преодолевает трагедию творчества, направляет творческую энергию на жизнь новую… Теургия есть действие человека совместно с Богом, — богодейство, богочеловеческое творчество».

Пафосом спасительной роли Высокого Искусства и Культуры в целом было переполнено сознание художников объединения «Мир искусства», воспевающих в своих произведениях мир ушедший, но цельный и прекрасный. Однако примыкавший к этому художественному сообществу Н.К.Рерих, писавший картины на «археологические» темы, переходит постепенно (под влиянием своей жены Елены Ивановны, обладавшей даром эзотерического видения) к эзотеризму. Эзотеризм, т.е. стремление к обнаружению глубинных, сакральных и мистических смыслов в древних культах, архетипах, мифологии, по самой своей природе очень созвучно самому духу Серебряного века. Он духовно питал не только собственно эзотериков (Г.А.Гурджиев), но и многих поэтов (А.Белый, М.А.Волошин очень серьезно увлекались антропософией Р.Штайнера) и художников (В.В.Кандинский).

Творцы русского авангарда воспринимали с восторгом кризис классической культуры, искусства, религии, социальности и осознавали себя могильщиками «всякого старья» и созидателями всего нового вообще – новой нарождающейся расы. Идеи Ф.Ницше о сверхчеловеке, развитые П.Д.Успенским (известным эзотериком), были поняты или буквально применены к себе (как, например, у футуристов).

В теории и арт-деятельности русских авангардистов сейчас мы легко угадываем начало последовательного формирования основных принципов неклассического художественного мышления (нонклассики), которые пышно расцвели на Западе лишь во второй половине XX столетия. Как теоретики и выдающиеся практики, В.В.Кандинский, К.С. Малевич, В.Хлебников и многие другие деятели русской культуры стали кумирами, «евангелистами» всего последующего авангардно-модернистического искусства XX века. Недаром «мифологема XX века» «Черный квадрат» рассматривается с самого начала как икона новой веры.

Подобные изменения происходили и в других видах искусства. Последний «тотальный» стиль в архитектуре и живописи – модерн («Югендштиль» в Германии, «Сецес-сион» в Австрии), соответствующий символизму в литературе, бурно развивался и в России (Ф.О.Шехтель, М.А.Врубель), и в продолжении модерна – неоклассицизме (И.А.Фомин, Б.Д.Григорьев). Однако в недрах этих архитектурных стилей таился конструктивизм, первый период развития которого относится к десятым годам XX века. В дальнейшем же, как известно, конструктивизм определил архитектуру предыдущего столетия, сформировал облик новых и старых городов, «оформил» наши жилища.

Модерн, отразившийся в живописи художников «Мира искусства» и «Голубой розы», нашёл свой расцвет в русском театре – драматическом и музыкальном. МХАТ этого периода с такими постановками, как «Синяя птица» М. Метерлинка, «Анатэма» и «Жизнь человека» Л.Н.Андреева, «Гамлет» в постановке Гордона Крэга, воспринимался как театр символизма, далёкий от жизнеподобия. Музыкальные спектакли и позже антреприза С.П.Дягилева оформлялись лучшими художниками своего времени: В.А.Серовым, Н.А.Бенуа, Л.С.Бакстом, А.Я.Головиным, Н.Н.Сапуновым и многими другими. В этот же период появляются и новые театры, возглавляемые режиссёрами-авангардистами А.Я.Таировым и В.Э. Мейерхольдом.

Благодаря деятельности С.П.Дягилева, Европа, уже покорённая музыкой П.И.Чайковского, открывает для себя новых композиторов: А.П.Бородина, Н.А.Римкого-Корсакова, М.П.Мусоргского, И.Ф.Стравинского. Русские исполнители А.М.Павлова, В.Ф.Нижинский, Ф.И.Шаляпин, С.В.Рахманинов становятся известны всему миру. Недаром названия улиц, площадей и бульваров Парижа пестрят русскими фамилиями, большинство из которых относятся к деятелям Серебряного века.

Еще необходимо остановиться на расцвете русской философии этого времени, у истоков которой стоит В.С.Соловьев, чье творчество буквально пронизывает мировоззрение почти всех участников и творцов этой уникальной эпохи. Философы и богословы о. П.Флорнеский и о. С.Булгаков (изображенные на известном полотне М.В. Нестерова), Н.А.Бердяев, мыслители и писатели Д.С.Мережковский и В.В.Розанов являются гордостью русской мысли.

Серебряный век породил (не только в России, но и в Европе) новое направление и в филологии.

В 1915-16 гг. в Москве и Петербурге возникло научное направление обычно называемое формализмом. «Московский лингвистический кружок» (Р.О.Якобсон, Г.О.Винокур, О.М.Брик) и ОПОЯЗ («Общество по изучению языка»: В.Б.Шкловский, Б.В.Томашевский, Б.М.Эйхенбаум и Ю.Н.Тынянов) в Петербурге заложили основы новых подходов к изучению художественного текста, развивавшиеся на протяжении всего XX века.

Серебряный век русской культуры в совокупности своих самых разных, часто диаметрально противоположных направлений, движений, ярких авторских находок подвел итоги многим исканиям классической эстетики как русского, так и мирового искусства. Наряду с этим многие мыслители, писатели, художники, теоретики искусства того времени хорошо ощущали кризис культуры в ее традиционно гуманистическом понимании и единодушно пришли к выводу о необходимости расширения сферы эстетического опыта. Они понимали, что художник (в широком понимании этого слова) должен выйти в реальную жизнь и там активно работать над преобразованием действительности.

Сегодня очевидно, что достижения Серебряного века – это не только великие утопии, маньеристский стиль, но и смелые, радикальные эксперименты, серьезные открытия. Эстетический опыт и теории этого времени стоят у истоков не только искусства XX века, но и многих современных радикальных процессов в сфере художественной практики и знаменуют этап формирования неклассического и постклассического искусства, которые становятся ведущими в начале нового тысячелетия.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ

Перед всем циклом проектно-исследовательской деятельности были поставлены следующие основные цели:

1. культурно-исторический мониторинг исследуемой области культуры:

  • комплексное предварительное изучение эпохи с целью определения границ исследуемого материала в хронологическом и содержательном аспектах;
  • изучение степени влияния исторической и социальной ситуации, сложившейся в России на рубеже эпох, на общекультурные процессы; определение степени влияния культурных процессов в Европе на аналогичные в России.

2. выполнение исследовательской работы на основе межпредметных связей таких предметов, как литература, история, МХК, музыка.

3. апробация метода актуализации явлений прошлого («связь времен», типологическое сходство рубежа веков) при решении культурно-нравственных проблем участниками исследовательского проекта.

ДОСТИЖЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

реализуется в виде шести учебно-воспитательных аспектов:

1. Образовательный аспект

             • Расширить кругозор учащихся по данной теме.

             • Дополнить и закрепить знания, полученные на уроках в школе.

             • Сформировать представления о связях и преемственности учебных предметов.

2. Познавательный аспект

              • Познакомить с историческим явлением Серебряного века как единым целым, «русским Ренессансом».

              • Приобщить учащихся к пониманию культурно-исторического процесса в его живом движении.

              • Способствовать становлению общей культуры воспитанников на основе познания мировых достижений духовной деятельности человечества.

3. Нравственный аспект

              • Дать возможность воспитанникам осознать и прочувствовать то, что человек есть продукт не только природных и социальных, но и культурных и духовных явлений.

              • Способствовать воспитанию правильного отношения к личности, её индивидуальным и творческим потенциям.

             • Расширить понимание культурных явлений, воздействующих на настоящее и будущее человечества.

4. Эстетический аспект

              • Научить воспринимать такие сложные явления культуры, как кубизм, абстракционизм и.т.д. именно как эстетические явления новой культуры.

              • Познакомить с необыкновенным разнообразием эстетических форм выражения в  симбиозе единого культурного целого.

               • Понять и оценить гармонию «узнаваемого» и «неузнаваемого», «своего» и «чужого» в культурных явлениях XX века.

5. Патриотический аспект

                • Дать представление об уникальности такого духовного явления. как Серебряный век.

                • Оценить воздействие этой эпохи на мировую культуру XX века.

                • Развить чувство законной национальной гордости.

                • Способствовать становлению бережного отношения к духовным ценностям.

ТИП ПРОЕКТА:

               • по продолжительности – долгосрочный;

               • по характеру контактов – внутришкольный;

               • по комплектности – межпредметный;

               • по доминирующей деятельности учащихся – творческий, ролевой.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ

Методы проведения работы были впервые апробированы в НОУ СОШ «Московский лицей «Ступени» начиная с 2006\2007 уч. года. Материалы исследований используются при подготовке открытых уроков (проводящихся силами воспитанников), на школьных уроках, внеклассных занятиях, конференциях, в театральной деятельности. Некоторые из материалов, собранных участниками для презентаций, используются на уроках литературы и МХК.

Далее см.:  Дегтев С.В. «Серебряный век в  русской культуре» . Часть 2.

Наша частная школа — переход на главную страницу