С.В.Дегтев «Серебряный век в русской культуре» (II)
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основу организованных проектно-исследовательских работ всегда закладывается чёткий план, охватывающий все этапы проекта, следование которому является залогом успешного проведения всего мероприятия. В результате анализа методики организации нескольких исследований был получен обобщённый вариант плана проекта.
ПЛАН ПРОЕКТА
1. Подготовительный этап.
1.1. Подготовка педагогов к исследовательскому мероприятию:
• выбор соответствующей темы на 1 и 2 год; выбор соответствующих тем рефератов-сообщений-презентаций; выбор соответствующих экскурсий (Россия-Европа);
• постановка целей и задач по выбранным темам;
• определение содержания рефератов-докладов-презентаций и экскурсий;
• составление списка практических заданий для экскурсий;
• составление плана тем и экскурсий;
• предоставление сведений о составе групп исследователей.
1.2. Подготовка воспитанников к исследовательскому мероприятию:
• помощь в выборе темы и создания плана работы;
• ознакомление с используемой литературой;
• ознакомление с ресурсами интернета;
• формирование представления об итоговом отчете, об итоге проделанной работы.
2. Экскурсионный этап:
• проезд до места проведения экскурсии;
• вводное слово экскурсоводов или педагогов;
• собственно экскурсия;
• заключительное слово экскурсоводов или педагогов;
• отдых;
• отъезд с места проведения.
3. Предварительный отчёт воспитанников:
• заслушивание докладов, сообщений, презентаций;
• обсуждение и вопросы к докладчикам;
• проведение открытого урока силами воспитанников;
• прогнозирование дальнейшей работы.
4. Заключительный этап (после двухлетней работы над проектом).
4.1. Проведение научной конференции
4.2. Спектакль «Бродячая собака»:
• подготовка к спектаклю;
• выбор участников спектакля;
• репетиции;
• спектакль.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
• презентации, рефераты, сообщения.
ПОБОЧНЫЙ ПРОДУКТ
• спектакль «Бродячая собака»
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
1. Подготовительный этап: выбор соответствующей темы исследования.
• В связи со сложностью и необъятностью темы «Серебряный век в русской культуре», при выборе конкретных тем для конкретных классов непременно следует исходить из индивидуальных особенностей как отдельных учащихся, так и класса в целом.
Исследовательские темы мы разделили на две группы:
Одна группа тем посвящена представителям Серебряного века, широко известным и входящим в школьную программу: А.А.Ахматовой, А.А.Блоку, С.П.Дягилеву, И.Ф.Стравинскому, А.М.Павловой, В.Ф.Нижинскому.
Другая – малоизвестным, но очень интересным творцам этой эпохи, каждый из которых внес свои краски в общий колорит Серебряного века: Д.Д.Бурлюку, Черубине де Габриак (Е.И.Васильевой), Василиску Гнедову.
При подготовке спектакля «Бродячая собака» воспитанники получили дополнительные сведения о жизни и творчестве А.А.Ахматовой, А.А.Блока, Н.С.Гумилева, В.В.Маяковского, В.Хлебникова, Т.П.Карсавиной, О.А.Глебовой-Судейкиной, М.А.Кузмина, Б.К.Пронина, И.Северянина, А.Н.Вертинского.
• Первый период работы над проектом Серебряный век был рассчитан на 2 года, поэтому экскурсионный этап, как и сама, по существу, работа над темами проекта и спектаклем, продолжалась в течение 2-х лет. Это определялось экспериментальным характером работы, ее определенной новизной и для педагогов, и для воспитанников. В дальнейшем предполагается регулярный однолетний период работы, хотя такая периодичность не является принципиальной.
2. Экскурсионный этап.
С самого начала работы с 8 классом «Московского лицея «Ступени» в 2006-07 учебном году над проектом Серебряный век совместно с директором лицея М.М.Кононовой была выработана следующая экскурсионная стратегия, рассчитанная на 3 года и определившая индивидуальные темы для проектной деятельности.
Первый год
A. Сентябрь 2006 года – двухдневная поездка в Петербург (пятница-воскресенье).
B. Май 2007 года – двухдневный выезд в подмосковный пансионат с экскурсиями
по Москве.
C. Май 2007 года – поездка во Францию «Русский Париж».
А. Для Петербургской поездки главными темами стали:
• литературный Петербург;
• творчество А.А Блока;
• творчество А.А.Ахматовой;
• посещение Мариинского театра. Опера П.И.Чайковского «Евгений Онегин».
Если первые три темы не нуждаются в особом пояснении (литературная жизнь в столице империи была в этот период как никогда насыщенна: дом Мурузи и салон Гиппиус – Мережковского, башня Вячеслава Иванова, подвал «Бродячая собака»; в Петербурге находятся и мемориальные квартиры А.А.Блока и А.А. Ахматовой), то выбор оперы Чайковского объясняется следующим обстоятельством: хотя сам композитор не относится к музыкантам Серебряного века, но музыка его (в особенности балеты и оперы), судя по мемуарам А.Н.Бенуа, была в тот период невероятно популярна. Вспомним хотя бы, что именно балет «Спящая красавица» был оформлен позднее (в годы эмиграции) художником-мирискусником Л.С.Бакстом.
Следовательно, воспитанники были сориентированы на ранний период символизма (З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский), творчество А.А. Блока, возникновение акмеизма и взаимоотношения А.А.Ахматовой и Н.С.Гумилёва, творческое «общежитие» на башне В.И.Иванова, «башенный театр» В.Э.Мейерхольда; центр литературного притяжения – дом Мурузи (Н.С.Лесков, З.Н.Гиппиус и Д.С.Мережковский, И.А.Бродский).
Для воспитанников Лицея стало уже традиционным посещение (при каждом визите в Петербург) кафе «Бродячая собака», где после обеда дети читают как стихотворения поэтов Серебряного века, так и свои собственные.
В. Московская экскурсия продолжила знакомить воспитанников с символизмом и начала ознакомление с русским модерном:
• русский модерн (московская архитектура, пешеходная прогулка);
• творчество В.Я.Брюсова;
• творчество М.И.Цветаевой;
• посещение особняка С.П. Рябушинского;
• спектакль «Женитьба» Н.В.Гоголя в московском театре им.В.В.Маяковского.
Выбор экскурсионных маршрутов продиктован прежде всего значимостью таких фигур русского модерна, как В.Я. Брюсов и Ф.О.Шехтель, стоявших у самых его истоков. Посещение памятных мест, связанных с деятельностью В.Я.Брюсова (например, Поливановская гимназия), осмотр зданий русского модерна во время пешеходной прогулки по Москве завершились осмотром дома С.П.Рябушинского (архитектор Ф.О.Шехтель) и экскурсионно-лекционным визитом в дом-музей В.Я.Брюсова, с его мемориальным кабинетом и великолепной коллекцией портретов деятелей Серебряного века.
Следующим этапом экскурсионного цикла было посещение мемориальной квартиры Андрея Белого, представителя младосимволистов, друга С.М.Соловьёва (чья квартира располагалась в том же доме), друга и соперника А.А. Блока, сына крупнейшего математика и философа-лейбницианца Н.В.Бугаева. Посещение этой квартиры дало возможность говорить о В.С.Соловьеве и его творчестве, о любовных треугольниках, типичных для этого времени (В.Я.Брюсов – Андрей Белый – Н.И.Петровская; А.А.Блок – Андрей Белый – Л.Д.Менделеева-Блок), о московской профессорской среде того времени, о московских «Аргонавтах», об Андрее Белом – поэте-ученом, поэте-философе, крупнейшем русском теософе. Посещение особняка С.П.Рябушинского дало возможность не только познакомиться с особенностями русского архитектурного модерна, но и рассказать о деятельности русских меценатов того времени, о журналах «Весы» и «Золотое руно».
Выбор спектакля по пьесе Н.В. Гоголя был продиктован тем, что этот великий писатель по-новому был открыт и прочитан Андреем Белым, этим (по словам О.Э.Мандельштама) «гогольком».
Второй год
А. Сентябрь 2007 года – двухдневная поездка в Петербург (пятница – воскресенье).
В. Апрель – май 2008 года – посещение музеев Москвы.
А. Для петербургской поездки главными темами стали:
• Петербург – город северного модерна;
• Царское село как один из литературных центров Серебряного века;
• посещение балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро» в Малом оперном театре.
Во второй поездке в Петербург большое внимание уделялось архитектуре северного модерна. Экскурсия познакомила учащихся с произведениями Ф.И.Лидваля (дом Лидваль), А.И.Гогена (особняк М.Ф.Кшесинской), А.И.Белогруда (доходные дома), Р.Ф.Мельцер (Ортопедический институт), А.И.Штакеншнейдер (Дворец Белосельских-Белозерских). Посещение некоторых дворцов Петербурга дало повод также поговорить не только об архитектуре модерна, но и о хозяевах и посетителях этих домов, представителях петербургской художественной элиты – гостях великой балерины М.Ф.Ксешинской и великих князьях, последних владельцах архитектурного шедевра Штакеншнейдера – Сергее Александровиче (московском губернаторе) и Дмитрии Павловиче (одном из убийц Г. Распутина). Считаем, что такой разговор совершенно необходимым для создания колорита исследуемой эпохи.
С пушкинских времён мы называем Царское Село «городом муз». В лицейской общеобразовательной экскурсионной программе посещение Петербурга и его окрестностей является традиционно обязательным. В этой поездке принимают участие разные классы, которые посещают Царскосельский лицей, музеи и парки города, знакомясь с пушкинской эпохой. Таким образом, второе посещение Царского Села в связи с изучением эпохи Серебряного века, творчества И.И.Анненского, А.А.Ахматовой, Н.С.Гумилёва, графа В.А.Комаровского, О.Э.Мандельштама и других поэтов совершенно логично. Образы Царского Села проходят через всю поэзию Ахматовой (которая называла себя «царскоселкой»). Посещение Александровского дворца стало следующим этапом в изучении исторического периода в России накануне революции семнадцатого года.
Поход в театр (великий балет П.И.Чайковского «Лебединое озеро») продолжил знакомство воспитанников с музыкальной культурой России эпохи, предшествующей Серебряному веку.
3. Предварительный отчет воспитанников.
• Работа учащихся над сообщениями, докладами, рефератами, презентациями.
• Демонстрация итогов своей деятельности на уроках литературы и МХК.
• Обсуждение итогов, выбор лучших работ для конференции.
• Подготовка к конференции.
• Репетиции спектакля «Бродячая собака».
4. Заключительный этап (после 2 лет работы над проектом).
4.1. Открытый урок, проведённый силами учащихся 9 класса для 7 и 8 классов, посвящённый поэтам Серебряного века».
4.1.1. Были представлены презентации по следующим темам:
• «Ранее творчество А.А. Ахматовой»;
• «Жизнь и творчество Давида Бурлюка»;
• «Тайна Черубины де Габриак».
4.1.2. Проведена дискуссия.
4.1.3. Руководителем проекта были подведены предварительные итоги.
4.2. Научная конференция Серебряный век (май 2008 года), проведённая силами учащихся 8 и 9 классов, содержала:
4.2.1. вступительное слово: «Серебряный век и его значение в мировой культуре»;
4.2.2. доклады-презентации:
• «Бродячая Собака» как культурный феномен;
• «Михаил Кузмин – поэт и композитор»;
• «Поэт – авангардист Василиск Гнедов».
4.2.3. дискуссия;
4.2.4. заключительное слово руководителя проекта.
4.3. Спектакль (музыкально-поэтическая композиция) «Бродячая собака» (см. приложение «Сценарий»).
Третий год
1. Подготовительный этап
Проект Серебряный век является «долгосрочным», поэтому какие-то темы для следующего поколения воспитанников повторяются, какие-то продолжаются, какие-то имеют дальнейшее развитие, возникают и совершенно новые, ранее не затронутые темы.
2. Экскурсионная деятельность.
А. Весна 2008 года
• Посещение домов-музеев М.И.Цветаевой и В.В. Маяковского
Б. Осень 2008 года
• Посещение музея-заповедника Константиново (С.А.Есенин) – 8-10 классы;
• Посещение музея-заповедника Шахматово-Тараканово (А.А.Блок) – 8-10 классы;
• Двухдневная поездка в Петербург (по программе 2007 года) – 8-9 классы;
• Концерт «Музыка и поэзия Серебряного века» в концертном зале им. П.И.Чайковского;
• Посещение Переделкино, домов-музеев Б.Пастернака и Корнея Чуковского (8-10 классы).
Знакомство с сотрудником музея К.И.Чуковского, литературным критиком и заведующим отделом поэзии в журнале «Новый мир» П.М.Крючковым, его интереснейший рассказ о К.Чуковском – самом значительном критике Серебряного века, его взаимоотношениях с А.А.Блоком, В.В.Маяковским и другими интересными представителями этой эпохи привёл к мысли пригласить этого незаурядного знатока и собеседника прочесть цикл бесед-лекций о поэтах того времени для воспитанников 8 – 10 классов.
• Поездка Мюнхен – Зальцбург – Вена (8-10 классы).
На уроках МХК воспитанники были ознакомлены со следующими темами: «Венский Сецессион и югендштиль», «Р.Вагнер, его современники и последователи», «Зигмунд Фрейд и искусство 20-го века».
***
Каждая поездка лицеистов в Европу является многоцелевой, она не может быть посвящена одной эпохе, поэтому при поездке в Бельгию-Голландию в 2006 году было уделено внимание не только искусству Северного Возрождения, но и постимпрессионизму (музей Ван Гога в Амстердаме), абстракционизму (музей Современного искусства в Амстердаме).
При поездке во Францию в 2007 году особое внимание было уделено теме «Русский Париж». Рассказ об антрепризе Сергея Дягилева, Анне Павловой, Вацлаве Нижинском и Фёдоре Шаляпине был продолжен повествованием о трагичной судьбе русской эмиграции (не только представителях Серебряного века») на кладбище Сен-Женевьев де Буа.
Маршрут Мюнхен-Зальцбург-Вена был выбран также не случайно. Из всех «столиц» европейского модерна наиболее выдающееся место занимают, на наш взгляд, Вена и Мюнхен. Действительно, влияние Густава Климта и К. фон Штука, архитектурного стиля югендштиль на русский модерн очевидны. Под их сильным влиянием находились художники Л.С.Бакст, К.А.Сомов, Н.П.Феофилактов, С.Ю.Судейкин, М.В.Добужинский, братья В.Д. и Н.Д.Милиоти, оформлявшие журналы «Весы» и «Золотое руно», баварский архитектор В.В.Шаубе, архитекторы С.С.Кричинский и М.С.Лялевич, создавшие ряд строений на Каменноостровском проспекте в Петербурге). Кроме того, Бавария и Вена дали повод поговорить с воспитанниками о Р.Вагнере и его современниках: извечном враге Д.Верди, великом короле вальсов и замечательном дирижере И.Штраусе, ярчайших представителях музыки начала XX века Р.Штраусе и Г.Малере. Достойным завершением знакомства с великими музыкантами стало посещение одного из лучших оперных театров мира – Венской оперы – для прослушивания опер «Отелло» Д.Верди и «Лоэнгрин» Р.Вагнера, посещение знаменитого концертного зала «Курсалон», где звучала музыка И.Штрауса.
Вена не только музыкальная столица мира, это родина психоанализа. З.Фрейд прожил в Вене большую часть своей жизни, влияние фрейдизма на искусство модерна и всего XX века невозможно не признать. Посещение квартиры великого мыслителя и практика дало возможность познакомить учащихся с основными принципами понимания тех проблем, которые связаны с постижением глубин нашей психики.
На наш взгляд, в европейских поездках решается одна из самых важных интеллектуально-познавательных задач – понимание воспитанниками того факта, что русская культура есть часть культуры европейской, мировой. Мы не обособлены, не замкнуты сами в себе, но, пользуясь словами Ф.М.Достоевского, являемся «гражданами мира».
3. Предварительный отчет воспитанников
В своей работе над докладами, рефератами, презентациями воспитанники 8-9 классов были больше сориентированы не на литературу, а на театр, изобразительное искусство и музыку «Серебряного века».
3.1. Создание рефератов, презентаций учащимися 8-9 классов.
3.2. Классные доклады и презентации.
4. Заключительный этап
- Конференция, на которой были представлены следующие доклады-презентации:
• «Символ в творчестве символистов (по поэзии А.А. Блока)»;
• «Балет Серебряного века (Анна Павлова и Вацлав Нижинский)»;
• «Музыка Серебряного века (Игорь Стравинский)».
ПЛАНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ»
В будущем 2009-2010 учебном году планируется продолжение работы над проектом Серебряный век русской культуры». Наряду со ставшими уже традиционными темами (изобразительное искусство, архитектура, литература, музыка и театр эпохи Серебряного века»), предполагается ряд новых, например: «Личность в эпоху Серебряного века», «Представители Серебряного века» в эмиграции» и др.
Наша частная школа — переход на главную страницу