Вайсерберг И. М., Чернис М.Д. Формирование лингвистических компетенций: технология дебаты
Педагогической технологии «Дебаты», которая считается инновационной, на самом деле около двух с половиной тысяч лет. Еще в Древней Греции спор считался средством обучения и способом познания. Специальные курсы ораторского мастерства существовали и в средневековой Европе. В середине XIXвека в США дебаты между двумя политическими деятелями – Авраамом Линкольном и Стефеном Дугласом – оказали такое влияние на историю государства, что впоследствии «дебаты» стали учебным предметом в американских колледжах и университетах. (Чуть ниже мы поясним, почему мы упоминаем именно этот эпизод.) Сегодня дебатами занимаются в учебных заведениях всего мира.
В России дебаты появились в 1993 году, и по сей день, каждый год проводятся городские, региональные и национальные турниры по дебатам, а лучшие дебатеры участвуют в международных соревнованиях.
Что же такое «Дебаты»? Воспользуемся определением, принятым в Московском Клубе «Цицерон»: «Дебаты» – это формальный спор по определенным правилам, где участники, защищая разные позиции некоего спорного утверждения («ЗА» и «ПРОТИВ»), пытаются убедить третью сторону (судей) в том, что их позиция верна».
То есть «Дебаты» – это интеллектуальная игра, основанная на защите собственных убеждений.
Какое отношение эта игра имеет к школе? Рассмотрим «Дебаты» через призму триединой цели урока.
Образовательные цели:
- поиск и получение информации о предмете дискуссии из различных областей знаний;
- обучение способам поиска и отбора информации;
- обучение основам письменной и устной монологической речи, а также ведения дискуссии
Развивающие цели:
- развитие логики и памяти;
- развитие навыков ораторского искусства;
- развитие коммуникативных навыков по различным аспектам языка;
- развитие критического мышления
Воспитательные цели:
- воспитание верных представлений о гуманитарных ценностях (этот момент нам видится одним из наиболее важных — именно поэтому мы выбираем для себя единственный формат дебатов о ценностях, то есть дебаты Линкольна-Дугласа)
Мы используем эту технологию в течение шести лет. За это время мы убедились в ее полезности и целесообразности. Работа в рамках этой технологии начинается с выбора темы для дебатов. Формулировка темы должна выглядеть как спорное утверждение («Смертная казнь должна быть отменена», «Губернаторы должны назначаться президентом», «Высшее образование является залогом счастливого будущего»). Формат дебатов Линкольна — Дугласа, который мы используем наиболее часто, предполагает, что дискуссия будет основываться на моральных ценностях. Именно поэтому данный формат нам кажется наиболее привлекательным с точки зрения нравственного воспитания подростков. Несмотря на то, что этот вид дебатов предполагает дискуссию один на один, мы начинаем работать в группе, используя технологию «мозгового штурма». Для этого мы рассматриваем проблему поочередно как с точки зрения утверждения, так и с точки зрения отрицания обсуждаемой темы. Во время мозгового штурма участники предлагают различные варианты «ценностей» (values), через призму которых будут рассматривать проблему спикеры (выступающие), на которых и будут основаны их речи. Предположим, к указанной нами теме о высшем образовании «ценностями» могут быть такие разнообразные понятия, как «стабильность», «свобода», «независимость», «уровень жизни», «прогресс», «забота о будущем поколении», «процветание государства», «личный выбор», «индивидуальное развитие», «духовный рост» и другие.
После выбора «ценности» мы переходим к поиску аргументов. Для этого мы активизируем знания школьников в различных областях (история, обществознание, экономика, география, история культуры, литература, физика, химия, астрономия, биология, и т.д.). В ходе написания кейса учащиеся сталкиваются с тем, что их знаний не всегда хватает для того, чтобы быть достаточно убедительными, и приступают к поиску новых аргументов и фактического материала в различных источниках – в книгах, периодической литературе, в Интернете. Таким образом, они расширяют свой кругозор, лексический запас и приобретают навыки поиска информации.
Дальше мы приступаем к следующему этапу подготовки – к обсуждению в группе найденных аргументов и их фактической поддержки (contentions/ subcontentions). При этом будущие дебатеры стараются найти уязвимые места в аргументации, приводят контраргументы и контрпримеры, доказывающие несостоятельность обсуждаемой позиции. Попутно обсуждаются способы отразить эти контраргументы. Это, кроме всего прочего, хороший способ подготовить дебатеров к этапам перекрестных вопросов (сross-examination) и восстановления собственного кейса (rebuttal).
После детального обсуждения, описанного выше, начинается этап написания непосредственно кейса. Это индивидуальная и самостоятельная работа школьника, тем не менее, требующая внимания преподавателя.
После того, как кейс написан, мы начинаем проводить тренировочные раунды, во время которых еще раз уточняется мотивировка, аргументация и логика каждого кейса. Практика показала, что не надо бояться подбирать пары из дебатеров разных возрастов и разных уровней владения языком, так как иногда даже более слабые с точки зрения языковых умений дети могут противопоставить оппоненту более весомые и неожиданные аргументы.
Пропедевтической стадией дебатов может быть облегченная форма этой ролевой игры в группе, когда дается спорное утверждение, которое команда по жребию должна либо подтвердить, либо опровергнуть. После предъявления темы дается 5-10 минут для обсуждения аргументов «за» или «против», после чего начинается сама дискуссия. Важно, чтобы даже на этом этапе соблюдались четкие правила: выступать в течение оговоренного периода времени, не прерывать речь оппонента, следовать его логике. Эта форма возможна на уроке и не всегда требует от учащихся предварительной подготовки. Такую ролевую игру целесообразно использовать для развития навыков устной речи, дискуссии и работы в коллективе. Для того, чтобы заинтересовать школьников этой игрой, на начальной стадии стоит предлагать те темы, которые актуальны для этого возраста и не требуют специальных знаний и специальной подготовки. Мы на своих уроках предлагали такие темы, как «Для женщин семья и дом важнее, чем карьера», «Компьютер – более надежный источник информации, чем книга», «В семье должен быть только один ребенок», и другие.
В течение нескольких лет наши воспитанники принимали участие в турнирах по дебатам для студентов и школьников, из них последние два года мы проводим открытый межшкольный турнир у нас в лицее. В нашем турнире соревнуются учащиеся 7-11 классов. Темой 2005-2006 учебного года было следующее утверждение: «Деньги, затраченные на космические исследования, стоило бы лучше потратить на благо общества» («Moneyspentonspaceexplorationwould bebetterspentforthebenefitofsociety»). В этом году (2006-2007) мы выбрали тему: «Истинно просвещенный человек никогда не воюет» («Areallyenlightenedandeducatedpersonisneveratwar»). При разработке турнира нами были выработаны критерии судейства, с которыми мы заранее познакомили детей, и на которые мы ориентировались при подготовке юных ораторов. В числе этих критериев были владение английским языком, ораторское искусство, поддержка фактическим материалом и аргументация по выбранной позиции. Особое внимание хочется обратить на то, что даже блестящий оратор, не имеющий хорошего кейса, вероятно, проиграет своему оппоненту, у которого кейс лучше написан и организован. Структура и последовательность кейса и его изложения также являются одними из основных критериев судейской оценки.
В заключение хотелось бы сказать, что программа «Дебаты», имеющая большой потенциал развития и воспитания, может быть использована не только на уроках иностранного языка, но также имеет выход на многие другие предметы, такие как литература, история, обществознание, география и т.д., не говоря уже об интегрированных уроках, которые получают все более широкое распространение в современной школе.
Учитель английского языка Вайсерберг И. М.
Учитель английского языка Чернис М. Д.
Наша частная школа — переход на главную страницу